Артикуляция и фонация речевое дыхание

Артикуляция и фонация речевое дыхание

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Её цель — выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Для тренировки артикуляционного аппарата выполняется гимнастика органов речи.

  • 1. Энергично, но плавно опустить нижнюю челюсть — открыть рот. Поднять нижнюю челюсть и сомкнуть рот. Заметить, что подвижной является нижняя челюсть. Повторить 5-6 раз.
  • 2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть ее в первоначальное положение. Повторить 5-6 раз.
  • 3. Отодвинуть язык как можно глубже, а затем распрямить и коснуться им корней нижних зубов; вновь отодвинуть язык вглубь и, распрямляя его, коснуться кончиком языка корней верхних зубов.
  • 4. Двигая язык внутри рта, коснуться кончиком языка сперва левой щеки, потом правой.
  • 5. Сомкнутые губы вытянуть вперед в виде «хоботка», затем растянуть в сомкнутом состоянии на улыбку. Повторить 5-6 раз.
  • 6. Образовав «хоботок», двигать его последовательно вправо, влево, вниз, затем в обратном направлении. Плавно двигать «хоботок» по кругу.

Фонационным называется «озвученное дыхание», то есть дыхание, которое мы используем в речи. Фонационное дыхание — дыхание, при котором к функции газообмена присоединяется голосовая деятельность, то есть вовлекаются голосовой и артикуляционный аппараты.

Дыхательные упражнения полезны как любые мышечные упражнения.

Упражнение №1 («Свеча»)

  • 1. Представить, что перед вами свеча огромного размера с большим пламенем. Его надо погасить. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание, потом дуньте «на свечу».
  • 2. Медленно, ровно дуть «на пламя», но не с целью погасить, а всего лишь отклонить пламя и держать его в отклоненном состоянии как можно дольше.
  • 3. Перед вами 3, 4, … 15 воображаемых свечей. Потушите каждую свечу в отдельности. Объем вдоха не увеличивайте.

Встаньте прямо, поднимите плечи вверх, отведите их назад, наберите воздуха, плечи опустите, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, подбородок составляет прямой угол с шеей, нет мускульной напряженности; на счет раз — два сделайте вдох, на счет три — четыре — пять — шесть — выдох. Следите за движениями диафрагмы. Упражнение можно соединить с движениями рук. Руки в стороны — вдох, вперед — выдох. Поднять над головой — вдох, вперед — выдох. Поднять над головой — вдох, опустить по бокам — выдох.

Каждый раз увеличивайте время выдоха.

Встаньте прямо, руки вдоль туловища. На звуке [п-фффф] выдохните воздух, после чего рефлекторно происходит вдох (живот при этом выдвигается вперед). Теперь на выдохе произнесите звук [с] прерывисто и медленно, как бы толчками выбрасывая звук [сссс-сссс-сссс…]. Снова сделайте вдох и на выдохе тяните звук [с]. Проделайте это упражнение 5 раз, а через несколько дней доведите до 10 раз.

7. Творческое задание. Составьте небольшой текст (речь) на тему: «Сила слова». Сначала укажите: 1) Ваш замысел (цель); 2) Адресата Вашей речи (Кому? Для кого?); 3) Приемы, средства выразительности, которые Вы использовали (Как?)

Целью моего сообщения (речи) является рассказать о значении слова в жизни людей, о важности правильного словоупотребления, о том, что каждое слово несет свою смысловую нагрузку и каждый человек должен думать, что сказать, кому сказать и к каким последствиям приведет его речь.

Моя речь адресована всем людям, живущим в обществе, всем тем, кто общается

Приемы и средства выразительности, использованные в тексте:

Тропы (выразительные средства лексики):

  • · Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Примеры из текста: смертельное оружие, слову удавалось вести к победе, спасать город.
  • · Эпитет — художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Примеры из текста: бледные рассуждения, невероятная разрушительная сила
  • · Гипербола — художественное преувеличение. Пример из текста: владеет миром

Синтаксические средства выразительности:

  • · Языковые афоризмы — пословицы, поговорки. Пример из текста: «Слово — не воробей…»
  • · Риторический вопрос — фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа Пример из текста: Чем же в настоящее время является речь?
  • · Риторическое восклицание — фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Пример из текста: «Гитлеру достаточно произнести одну только речь, как все прибегут к нему снова, все!»
  • · Умолчание — оборот речи, состоящий в том, что предложение (или фраза) остается недосказанным, начатая речь внезапно обрывается. На письме умолчание обозначается многоточием Пример из текста: «Слово — не воробей…»
  • · Инверсия — нарушение прямого порядка слов. Пример из текста: Для этого пригодны лишь понятные слова и состоящие из них словосочетания, богатые по смыслу, яркие и впечатляющие.
  • · Лексический повтор — это общее название ряда приёмов, при которых повторение элемента служит средством усиления выразительности: Пример из текста: «….тем легче ему в нужный момент подобрать самое лучшее, самое точное, самое яркое»
  • · Цитаты Пример из текста: «Заговори, чтоб я тебя увидел», — говорил Сократ.
Читайте также:  Орган слуха внутреннее ухо

«Словосамое сильное оружие человека». Аристотель

О значении слова и языка в жизни человека написано огромное количество книг. Влияние слова на человека изучают многие науки: лингвистика, психология, фоносемантика, физика, химия и многие другие. Сила слова — мощнейший инструмент воздействия на человека. Удачно выбранному слову удавалось вести к победе армии, спасать города и империи. Слова способны преобразовывать действительность, успокаивать, вдохновлять, создавать новую реальность.

Мы пользуемся родным языком, чтобы доказать кому-то свою компетентность и значимость, убедить других в своих знаниях, своей правоте, угрожаем или говорим о добрых намерениях. Однако наши слова, предназначенные для других людей, влияют в первую очередь на нас самих, и именно слова во многом определяют степень нашей успешности в осуществлении своих идей и благополучие в личной жизни. Как известно слова ненависти действуют на нас разрушающе. Они разрушают наше сознание как бы изнутри. В то время как, слова признания и благодарности, не только делают нам приятно, но и укрепляют наш дух и веру в собственные силы

Порой в словах скрывается невероятная разрушительная сила, иногда достаточно лишь фразы, чтобы разрушить то, что создавалось длительное время… Словом можно ранить порой сильнее, чем физическим действием, ведь оно проникает глубоко в душу и разрушает изнутри. Оно разбивает отношения, меняет судьбы, приводит на грань гибели целые народы. Однако, «убить словом» можно не всех и не всегда, существуют особые условия, ситуации и склады характера, придающие словам силу смертельного оружия.

Через слово мы определяем интеллект человека. «Заговори, чтоб я тебя увидел», — говорил Сократ. По речи и голосу мы создаем впечатление о женственности, мужественности, воле, доброте, и многим другим качествам личности. Независимо от того, вдумываемся ли мы или нет в смысл слов, которые произносим — они проявляют свою силу. Научившись управлять словом, мы можем действовать во благо себе и окружающим. Действуя словом, мы можем управлять жизнью, судьбой. Надо знать цену словам. Как часто мы задумываемся над тем, что говорим? А ведь все прекрасно помним «Слово — не воробей…»!

Слово — основной инструмент юриста. Чем большим запасом слов обладает юрист, тем легче ему в нужный момент подобрать самое лучшее, самое точное, самое яркое. «Слово — великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем», — писал один выдающийся русский юрист.

Слова и построенные из них словосочетания, фразы, предложения более действенны, если они точны, строго соответствуют сущности мысли юриста и тому смыслу, идее, пониманию, которые он хочет передать слушающему. Для этого пригодны лишь понятные слова и состоящие из них словосочетания, богатые по смыслу, яркие и впечатляющие. Далеко не единичны случаи, когда вроде бы знающий и говорящий о деле юрист тем не менее выражает свои мысли с помощью бесцветных, тусклых, затасканных, общих, мало что выражающих слов-штампов. Слушать его скучно и трудно. Многие юристы, страдающие многословием, потому и многословны, что не в состоянии подобрать точные слова. Они сомневаются в том, что им удалось донести до слушающего свою мысль, а поэтому «пережевывают» ее, повторяясь несколько раз. Нередко это вызывает раздражение слушающих. Одно простое слово, один удачный эпитет иной раз могут сказать больше, чем длинные бледные рассуждения.

Обязательно соблюдение норм словоупотребления, произношения, ударения и грамматики. Нарушения этих норм вряд ли напрямую отражаются на профессиональных действиях, но определенное впечатление на собеседников производят, подмечаются ими, расцениваются как проявление низкой культуры, а порой — и умственных способностей, могут не способствовать повышению авторитета юриста, стать предметом насмешек. Лексические погрешности и несообразности, неверные словесные обороты, нарушения требований грамматики наносят серьезный урон речи и престижу говорящего.

В истории есть примеры, подтверждающие силу воздействия на окружающих тех людей, которые осознают истинное значение слова. Это не только ученые, писатели и поэты. Это правители и политические деятели. Известный немецкий филолог Виктор Клемперер в своей книге «Язык третьего рейха» описывает, как в нацистской Германии была выстроена система воздействия на людей посредством языка. Люди утрачивали способность рассуждать и слепо подчинялись власти фюрера, даже небольшой процент инакомыслящих немцев поддавался гипнозу. «Гитлеру достаточно произнести одну только речь, как все прибегут к нему снова, все!» Люди, понимающие силу воздействия слов и искусно владеющие словом, обретают безграничную власть и способность управлять людьми, ситуацией, способность творить историю, изменять реальность.

Читайте также:  Продукты уменьшающие свертываемость крови

Сталкиваясь с подобными историческими примерами, встречая в жизни коммуникабельных и преуспевающих людей, мы можем подумать, что владение словом, умение найти подход к другому человеку — это врожденный дар. В двух случаях из десяти это действительно так. Но восемь человек из десяти развили в себе эти способности.

Чем же в настоящее время является речь? Большинство считает, что это всего лишь средство коммуникации, форма вербального общения; кто-то полагает, что речь является оттиском, прямым отображением культурного слоя каждого индивидуума… Возможны ещё несколько вариантов ответов. Скорее всего, среди них не будет самого главного, того, что лежит практически на поверхности: речь — это орудие воздействия; оружие, мощнейшее на данный момент. Не даром средства массовой информации называют «четвёртой властью» (имея в виду три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную). Четвёртая власть зиждется исключительно на силе слова, причём действенность слова звучащего во много раз превосходит силу слова печатного. В чём секрет? В первую очередь в том, что непосвящённые не догадываются о психологическом восприятии слухом таких факторов, как звучность, тембр, высота, темп и артикуляция. Человек, владеющий техникой сочетания в нужный момент в нужных пропорциях всех этих факторов — без преувеличения владеет миром.

Автор: старший воспитатель МДОУ д/с 236 г. Ярославля Травина Татьяна Сергеевна.

Содержание

Глава 1.

Глава 2.

Приложения

Глава 1

Особенности физиологического и речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией

Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание — в процессе нормального развития речевой деятельности, являясь ее неотъемлемой составной частью.

По имеющимся в специальной литературе сведениям расстройства физиологического и речевого дыхания в ряде случаев свидетельствуют о речевой патологии, которая в свою очередь может сопровождать различные отклонения в психофизическом развитии.

Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений, а также определение степени проявлений, выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений — важные задачи, решаемые теорией и практикой логопедии.

Рассмотрим виды речевых нарушений, в симптоматике которых имеется синдром нарушения физиологического и речевого дыхания.

Дисфония (расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится слабым, хриплым, вибрирующим) и афония (отсутствие голоса) — органические нарушения голоса при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Проявляется в нарушениях дыхания и голоса, вследствие дискоординации рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования.

Фонастения — функциональное нарушение голоса, на начальных стадиях не сопровождаемое видимыми изменениями в голосовом аппарате. Проявляется в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией — полным отсутствием голоса.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы наличием измененного назализованного тембра голоса. Возникает от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мягкого неба. Физиологическое дыхание осуществляется через рот, а не через нос. Ротовой выдох в речевом акте затруднен из-за чрезмерно поднятого корня языка.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи, вследствие преобладания процессов возбуждения, а также ослаблением тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы. Проявляется в преимущественном нарушении дыхания. Разновидности тахилалии — баттаризм (быстроговорение) является следствием тяжелых расстройств темпа речи и полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера. При баттаризме и полтерн имеются расстройства всех сторон речевой деятельности: импрессивной и экспрессивной речи, просодики, голоса, речевого дыхания и речевой моторики.

Заикание — нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

При заикании наблюдаются разнообразные изменения со стороны дыхания, касающиеся пути воздуха, расходования речевого дыхания и дыхательных движений.

Дыхание у заикающихся является одновременно и грудным и брюшным. Клонические и тонические нарушения в речи проявляются и в характерной прерывистости дыхания. Речевое дыхание нарушается различно: начало речи бывает с шумным выдохом и коротким вдохом или выдохом, не рассчитанным на фразу, иногда появляется озвученное дыхание, часто заикающиеся говорят на вдохе.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. Речевое дыхание нарушается за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к появлению тенденции говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. Наряду с речевыми при дизартрии выделяют и неречевые нарушения. Одним из них является расстройство физиологического дыхания. При стертой форме дизартрии отмечаются нечеткое звукопроизношение и смазанность речи, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства.

Читайте также:  L cet таблетки

Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики.
Считая тембр голоса одним из просодических элементов речи и, учитывая, что в образовании голоса участвуют воздушные пути (легкие, бронхи, трахея, гортань, ротовая и носовая полости), можно предположить, что механизм нарушения дыхания при стертой дизартрии таков же, как и механизм нарушения тембра голоса. Им является расстройство функции языкоглоточного и блуждающего нервов.

Необходимо отметить, что особенностью дизартрии у детей часто является ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушению функционирования других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами: задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием. Процесс поражения отдельных звеньев речевой функциональной системы у детей может приводить к дезинтеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определенное значение имеют нарушения орального и артикуляционного праксиса. Отсутствие произвольности практических действий затрудняет работу всех речевых органов.

Нарушения функционирования анализаторов могут сопровождаться различными формами речевой патологии: при нарушении слуха может наблюдаться заикание, нарушение темпа речи, ринолалия, дизартрия, нарушения голоса; при нарушении зрения — заикание, нарушение голоса, ринолалия.

У умственно отсталых детей встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей.

В клинике детского церебрального паралича особое место занимают расстройства речи, чаще — это различные формы дизартрии. У этой категории детей отмечено излишнее напряжение артикуляционных и дыхательных мышц при фонации.

Таким образом, можно констатировать, что ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. Сами же эти речевые нарушения могут входить в синдром какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания. Данный факт требует проведения комплексной работы по нормализации речевой функции, в том числе физиологического и речевого дыхания.

Три этапа речевого акта. Особенности речевого дыхания.

Голосообразование.

Активные и пассивные органы произношения. Артикулярный аппарат.

1. Три этапа речевого акта. Особенности речевого дыхания

В физиологическом отношении речедвигательная система имеет 3 части:

1-я часть — дыхательная:

— мышцы верхнего плечевого пояса и шеи.

2-я часть – генераторная:

3-я часть – резонаторная (представлена полостями)

Функции дыхательного отдела: подача воздушной струи на гортань и голосовые связки. Этот отдел отвечает за силу голоса, участвует в образовании речи, обеспечивает плавность речи.

Функция генераторного отдела: образование голоса и звуков.

Функция резонаторного отдела: усиление голоса и звукообразования.

Т.о. речевой акт можно разделить на 3 этапа:

2. Фонация или голосообразование

3. Артикуляция (звукообразование)

1-й этап — воздухообразование:

Для образования речи используется воздух. Поэтому речевое дыхание имеет свои особенности:

— дыхательный цикл, который состоит из вдоха и выдоха, удлиняется;

— продолжительность выдоха больше, а вдох укорачивается;

— увеличивается жизненная ёмкость лёгких;

— частота дыхания уменьшается. При неречевом дыхании частота 16-18 дыханий в минуту, при речевом – 12-14 дыханий в минуту.

— при речевом дыхании вдох активней через рот;

— особенность выдоха в том, что он осуществляется при участии дыхательных мышц.

2-й этап — фонация:

При отсутствии речи голосовые связки расширены. Между ними находится щель, напоминающая по форме равнобедренный треугольник. На выдохе воздушная струя поступает в гортань, складки при этом смыкаются. Воздух проходит через сомкнутые складки, раздвигая их. Но в силу того, что складки эластичное образование, они снова смыкаются. Процесс смыкания и размыкания голосовых связок под действием воздушной струи и есть фонация – колебание голосовых связок.

При шёпоте колебание голосовых связок не происходит. В этом случае голосовая щель суживается недостаточно, оставляя небольшое щелевидное пространство, через которое проходит с шумом воздух.

2. Голосообразование

Основные характеристики голоса

1.Сила голоса. Она зависит амплитуды колебания голосовых связок. Обеспечивается сила голоса — силой выдоха.

2.Тембр голоса. Зависит от формы и величины резонаторных полостей.

3.Высота голоса. Она зависит от частоты колебаний голосовых связок, а также от степени их напряжения. Чем длиннее и массивнее голосовые связки, тем ниже голос (у мужчин).

3-й этап. Артикуляция (образование звуков).

В артикуляции участвуют активные органы (подвижные) и пассивные (неподвижные).

Активные: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Пассивные: отчётливость голоса достигается благодаря резонаторам.

Миоэластическая теория возникла раньше. Сторонники её Гемм Тому, Сеченов. Основная суть – образование голоса (фонация) происходит на фазе выдоха при участии воздушной струи и голосовых складок. При этом колебание голосовых складок происходит пассивно под действием воздуха. Эта теория не объясняла тех случаев, когда у пациентов были нормальные голосовые складки, но голоса при этом не возникало.

Нейрохроноксическая теория (автор Косон). Суть — ведущая роль в голосообразовании принадлежит ЦНС. Именно она посылает импульсы, которые приводят в колебание голосовые связки. При поражении иннервации речевого аппарата происходит нарушение речи и голосообразования.

Ссылка на основную публикацию
Арбидол сколько раз в день принимать взрослым
Содержимое капсул – смесь, содержащая гранулы и порошок от белого до белого с зеленовато-желтоватым или кремоватым оттенком цвета. Умифеновир (умифеновира...
Аппарат для снятия коронок коха
Снятие коронки с зуба Современные ортопедические конструкции при должном уходе способны служить десятилетиями. Однако в некоторых случаях снять или заменить...
Аппарат дуолит
С помощью ударно-волновой терапии которая представляет собой воздействие на пораженные целлюлитом ткани посредством акустических импульсов определенной частоты Главная Наши услуги...
Арбуз лечебные свойства и противопоказания
Прилавки рынков и магазинов стремительно заполняются арбузами. Давайте разберемся, в чем их польза, а в чем вред? Какая опасность скрыта...
Adblock detector