Чдд у грудного ребенка

Чдд у грудного ребенка

Дыхание – важнейшая функция организма, нарушение которой может привести к смерти человека. Новорожденные в особенности подвержены данной опасности, поскольку дыхательная система младенца не является совершенной и только-только проходит этапы окончательного формирования. Не удивительно, почему родители часто прислушиваются к дыханию ребенка. Важно понимать, что процесс этот у малышей происходит не так, как у взрослых.

Дыхание младенца – важнейший жизненный показатель

Специфика дыхательной системы у новорожденных

Частотой дыхания называют число дыхательных движений (за одно такое движение принимается цикл вдох-выдох) за минуту (или другую единицу времени). Данный показатель является одним из главных биомаркеров.

В первые дни и недели жизни организм крохи только начинает приспосабливаться к внешним условиям. Дыхательная система не является исключением. При рождении сердечно-легочные функции претерпевают существенные изменения в виде такого алгоритма:

  • жидкость уходит из легких, и последние наполняются воздухом, увеличиваются в объеме;
  • происходит раздувание легких, в результате чего сопротивление в сосудах падает;
  • кровоток в легких усиливается;
  • закрываются артериальный и венозный протоки;
  • легкие начинают выполнять дыхательную функцию, которую ранее осуществляла плацента.

На заметку. Как показывает статистика, частота дыхания у новорожденных превышает тот же показатель у взрослых примерно в три раза. Нерегулярное дыхание у детей раннего возраста считается вариантом нормы. Однако проконсультироваться с врачом все-таки лишним не будет.

Важная особенность новорожденных заключается в том, что они не способны дышать ртом, не умеют сморкаться, а также сознательно задерживать дыхание. Названные свойства во многом определяют тип прерывистого дыхания у новорожденных.

ЧДД (частота дыхательных движений) у новорожденных может меняться в зависимости от того, спит младенец или бодрствует. Кроме того, смена фаз сна также влияет на дыхание (частота дыхания у маленького ребенка обычно меняется в сторону понижения – до 32-43 раз в минуту).

Недоношенные детки имеют свои особенности дыхания:

  • Дыхание неравномерное, учащенное;
  • Вдох и выдох могут разделяться довольно продолжительной паузой;
  • В минуту ЧДД новорожденного варьируется от 36 до 82.

Кратковременная остановка дыхания, а также его замедление для новорожденных малышей является нормой.

Зачем измерять частоту дыхания

Определение данного показателя помогает установить, насколько хорошо работает вентиляция легких.

Рекомендация. Врачи советуют измерять частоту дыхания в течение нескольких дней подряд, а полученные данные фиксировать на бумаге. Подобные исследования позволят обнаружить вероятные отклонения от нормы. Если таковые были найдены, данные необходимо показать педиатру.

Данный вопрос требует особого внимания, поскольку отклонения от нормы могут свидетельствовать о внутренних нарушениях, инфекционных заболеваниях. Например, остановка дыхания во сне может быть признаком апноэ (данное состояние обуславливает временное кислородное голодание мозга, что, в свою очередь, угрожает здоровью ребенка). Учащенное дыхание нередко является симптомом внутренних патологий инфекционного характера.

Важно! Умеренный контроль за дыханием требуется не только недоношенному младенцу, но также абсолютно здоровому ребенку.

Если врач пришел к выводу, что новорожденному требуется постоянное наблюдение за его дыханием, чаще всего прибегают к помощи специальных дыхательных мониторов. Функционирование последних заключается в следующем: если у младенца (независимо от того, спит он или бодрствует) происходят перебои с дыханием (замедлится до 10 и менее дыхательных циклов в минуту, или продолжительность его остановки составит более 12 секунд), прозвучит громкий сигнал, и включится красный индикатор. В этом случае ребенку необходимо оказать экстренную помощь для восстановления дыхательной функции.

Как измерить частоту дыхания

Чтобы понять, сколько раз в минуту ребенок дышит, осуществляют замер дыхания. Процедуру следует проводить только в тех случаях, когда кроха полностью спокоен. Для этого достаточно просто понаблюдать за ритмичными движениями диафрагмы. Другой вариант – положить руку на грудь малыша и подсчитать количество циклов за одну минуту. Чтобы кроха не испугался и не помешал процессу, его можно отвлечь ласковыми словами или игрушками.

На заметку. В больницах измерение частоты дыхание осуществляется с помощью фонендоскопа.

Измерение частоты дыхания у грудничка

Нормы частоты дыхания для новорожденных

Первый раз малыш должен вдохнуть воздух по прошествии 30-90 секунд после рождения. Следующий за этим выдох происходит вместе с первым криком.

ЧДД у новорожденных деток в норме составляет 40-60 раз в минуту. В год ЧДД у ребенка уменьшается и составляет в среднем 33 дыхательных движения за 60 секунд. Более взрослые дети (5-7 лет) совершают около 20-25 дыхательных движений в минуту, а к 10 годам эти цифры уменьшаются до 18-20 циклов в единицу времени.

Читайте также:  Взрослый не болел ветрянкой что делать

Итак, количество вдохов и выдохов в минуту у ребенка зависит от его возраста и составляет:

  • 40-45 – до 3 месяцев;
  • 35-40 – в 4-6 месяцев;
  • 30-35 – в 7-12 месяцев;
  • 25-30 – к 3 годам;
  • 23-25 – к 7 годам;
  • 18-20 – к 10 годам.

Очевидно, что по мере взросления происходит постепенное замедление дыхания и фиксация его на одном уровне (примерно 16-20 циклов в минуту).

Возможные причины отклонения от норм

Одна из самых распространенных и безобидных причин затрудненного дыхания у грудного ребенка – это заложенность носа. Она может быть вызвана обычным загрязнением или насморком. И в том, и в другом случае нос младенца необходимо прочистить или промыть. Чистку не следует проводить ватной палочкой, лучше сделать это с помощью фитилька, скрученного из ваты.

К другим причинам отклонения от нормы можно отнести такие:

  1. Аллергическая реакция. Отек, возникший в области носоглотки, препятствует нормальному дыханию.
  2. Особое строение носоглотки – врожденный дефект носовой перегородки или неба. В таких случаях кроха испытывает затруднение при попытке сделать вдох, отчего может похрапывать и сопеть. Сон малыша нарушается, ребенок просыпается и плачет.
  3. Аденоиды. Патология бывает врожденной либо приобретенной. В последнем случае разрастание миндалин в носоглотке может происходить на фоне простуды. Лечение осуществляет отоларинголог.
  4. Инфекция дыхательных органов. Чаще всего характеризуется учащенным дыханием. Симптоматика также включает и другие характерные проявления: хрипы, кашель.
  5. Высокая температура тела. Обычно приводит к учащению дыхания и ускорению ритма сердца.
  6. Задержка дыхания во сне на короткое время. Подобные нарушения ЧДД новорожденного являются нормой. Если признак возникает часто, а также сопровождается другими негативными симптомами (синюшность носогубного треугольника, потеря сознания, асфиксия), то необходимо вызвать скорую помощь.

Апноэ у младенца

Что делать при повышении частоты дыхания

Если дыхание новорожденного участилось (то есть стало поверхностным), причина может заключаться в заболевании бактериального или вирусного характера (например, пневмонии). Поэтому, если у ребенка наблюдаются подобные проявления, необходимо проверить малыша на наличие у него инфекционного заболевания. Если диагноз подтвердится, крохе назначается должное лечение.

Подобное состояние имеет официальное название – тахипноэ. Оно бывает двух типов:

  • Транзиторное. Состояние переходное, непродолжительное. Возникает вследствие того, что при рождении жидкость из легких не удаляется. Дыхание становится поверхностным, наблюдаются хрипы, шум, кожа ребенка может приобретать синюшный оттенок. В большинстве случаев предпринимать какие-либо действия для устранения транзиторного тахипноэ не нужно. Данное состояние проходит самостоятельно через пару дней. Рекомендуется ограничить потребление жидкости ребенком. Если проявления осложняются легочной и сердечной недостаточностью либо другими серьезными нарушениями, необходимо срочно обратиться к врачу.
  • Преходящее. Подобное состояние не является патологическим, характеризуется легким течением и всегда завершается выздоровлением. Нарушение дыхания продолжается не более 12 часов. Лечения в данном случае не требуется. В качестве поддерживающей меры можно прибегнуть к применению концентрированного кислорода.

Тахипноэ нередко возникает у здоровых малышей вследствие стресса, сильного эмоционального напряжения (испуг, радость, волнение). К учащению дыхания также приводят физическая нагрузка, высокая температура воздуха. Чтобы устранить данное состояние, необходимо оградить ребенка от влияния перечисленных факторов, успокоить малыша.

Чего делать нельзя

Если у крохи наблюдается учащенное дыхание, лучше воздержаться от каких-либо действий и просто понаблюдать за состоянием ребенка в течение 1-2 дня. Если дыхание не нормализуется, лучше обратиться к педиатру.

Чтобы не усугубить ситуацию, не следует:

  • подвергать младенца стрессам и беспокойствам;
  • допускать дискомфортные условия в детской (в частности, высокую температуру воздуха);
  • допускать излишнюю физическую активность крохи;
  • заниматься самолечением.

Дыхательная система у грудничков имеет определенные особенности, которые определяют частоту дыхания ребенка. Несовершенство дыхательной функции нередко становится причиной развития различных патологий и нарушений в работе органов. Поэтому важно знать, сколько вдохов в минуту у ребенка является нормой, и стараться обращать особое внимание на частоту дыхания крохи в первые месяцы его жизни.

Видео

У детей различного возраста

Цель:Определить частоту, глубину, ритм дыхательных движений, тип дыхания.

Показания:Назначение врача.

Противопоказания:нет.

Оснащение:Часы (секундомер), бумага, температурный лист, карандаш.

Этапы:
1. Подготовка к манипуляции:

1.1 Вымыть руки с мылом и осушить их.

1.2 Уложить ребенка на постель.

1.3 Объяснить ребенку цель и ход процедуры.

2. Выполнение манипуляции:

2.1 В одну руку взять секундомер, а ладонь другой руки положить на живот (грудную клетку) ребенка, отвлекая внимание ребенка простыми вопросами подсчитать ЧДД

Читайте также:  Клюквенный морс при температуре у ребенка

2.2 Наблюдать за глубиной, ритмичностью, частотой дыхательных движений в течении 1 минуты

2.3 У детей грудного возраста ЧДД лучше подсчитать во сне, поднеся к носику мембрану фонендоскопа или маленький кусочек ватки

3. Окончание манипуляции:

3.1 Записать данные в медицинские документы и отметить ЧДД графически на температурном листе.

Примечание. Частота дыхательных движений зависит от возраста и пола:

У новорожденного – 48-50 в минуту.

1 год – 35 в минуту.

5 лет – 25 в минуту.

10 лет – 20 в минуту.

14 лет – 17 в минуту.

— В норме дыхательные движения ритмичны.

— Тип дыхания у детей зависит от возраста и пола:

У грудных детей – брюшной тип.

На 2 году – смешанный

С 3-х лет – грудной.

У подростков – девочек – грудной.

У подростков – мальчиков – брюшной.

Дата публикования: 2015-09-18 ; Прочитано: 12124 | Нарушение авторского права страницы

Цель: определить основные характеристики дыхания

Оснащение:

Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.

Подготовка к процедуре.

· Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения.

· Создать спокойную обстановку.

· Вымыть и осушить руки.

· Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот (грудной ребенок желательно чтобы спал).

Выполнение процедуры.

· Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки.

· Определить тип дыхания и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту.

· Если визуальный подсчет дыхательных движений невозможен, то положить руку на грудную клетку или живот ребенка в зависимости от возраста и подсчитать частоту дыхательных движений строго за 1 минуту.

Завершение процедуры.

· Записать результаты исследования в температурный лист.

· Вымыть и осушить руки.

Оценка показателей

Тип дыхания зависит от возраста ребенка: до 1 года – брюшной тип, 1 – 2 года – смешанный, с 8 лет у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.

Частота дыханий в норме составляет:

· Новорожденный – 40 – 60 в минуту,

· Грудной – 30 – 35 в минуту

· 5 лет – 25 в минуту

· 10 лет – 20 в минуту

· 14 – 15 лет – 16 – 18 в минуту

Исследование пульса у новорожденного

Цель: определить основные характеристики пульса

Оснащение:

■ Часы, ручка,температурный лист.

Обязательное условие: считать строго за одну минуту в состоянии покоя

Подготовка к процедуре.

· Познакомить маму/ребенка с ходом исследования, установить доброжелательные отношения.

· Обеспечить спокойную обстановку.

· Вымыть и осушить руки.

· Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу».

Выполнение процедуры.

· Слегка прижать 2, 3, 4 — м пальцами лучевую артерию (1-й палец

находится со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии.

Примечание: у детей до 1 года пульс чаще определяется на височной артерии, а у детей старше 2 лет – на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят двумя пальцами (2-м и 3-м). Пульс у детей можно исследовать также на плечевой, сонной и бедренной артериях.

· Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту.

· Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить

Примечание: если пульсация ослабевает при умеренном нажатии – напряжение хорошее, если полностью прекращается – напряжение слабое, если пульсация не ослабевает – пульс напряженный.

Завершение процедуры.

· Записать результаты исследования в температурный лист.

· Вымыть и осушить руки.

Оценка показателей

· Новорожденный – 120 – 140 уд.в мин;

· Грудной – 110 – 120 уд.в мин;

· 5 лет – 100 уд.в мин;

· 10 лет – 90 уд.в мин;

· 15 лет – 60 – 80 уд.в мин;

Измерение массы и длины тела новорожденного.

Цель — оценить физическое развитие ребенка

Показания: декретированные сроки, нарушение физического развития

На электронных весах:

Оснащение:

§ весы медицинские электронные,

§ емкость с дез.раствором,

Подготовительный этап

1. Установить весы на неподвижной поверхности

2. Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом табло засветится рамка. Через 35-40сек на табло появятся цифры (нули). Оставить весы включенными на 10 мин.

3. Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центре лотка — на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу — на индикаторе появятся нули

Читайте также:  Пробежки при варикозе

4. Обработать поверхность весов дез. раствором с помощью ветоши.

5. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

6. Постелить на платформу весов пеленку — на индикаторе высветится её вес

7. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т» — на индикаторе появятся нули.

Выполнение процедуры

1. Раздеть ребенка

2. Осторожно уложить на платформу сначала ягодицами, затем плечами

3. На индикаторе высветится значение массы ребенка

4. Снять с весов ребенка и пеленку

Завершение процедуры

1. Протереть весы дез. раствором

2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки

3. Занести данные измерений в температурный лист

Измерение длины тела новорожденного

Цель:оценить физическое развитие ребенка

Оснащение:

■ Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Подготовка к процедуре.

1. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой

поверхности шкалой «к себе».

2. Подготовить необходимое оснащение.

3. Обработать рабочую поверхность ростомера дез. раствором с помощью ветоши.

4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

5. Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).

Выполнение процедуры.

1. Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке.

2. Выпрямить ноги ребенка легким нажатием на колени.

3. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную

4. По шкале определить длину тела ребенка.

5. Убрать ребенка с ростомера.

Завершение процедуры.

1. Записать результат.

2. Сообщить результат маме.

3. Убрать пеленку с ростомера.

4. Протереть рабочую поверхность ростомера дез. раствором.

5. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Пеленание новорожденного

Оснащение:

§ Тонкая и теплая распашонки;

§ Фланелевая и тонкая пеленки

§ Подгузник или памперс

§ Одеяло в пододеяльнике, лента

Обязательное условие:

· Используется метод «свободного пеленания», оставляя небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка

· Шапочку одевать только после ванны и во время прогулок.

· Правильная фиксация пеленок («замочек» должен располагаться спереди).

· При пеленании ребенка с руками – нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов)

· Исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.

Подготовка к процедуре

1. Объяснить маме ход процедуры

2. Подготовить необходимое оснащение.

3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

4. Обработать пеленальный стол дез. раствором

5. Уложить на пеленальный стол послойно снизу вверх: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, подгузник.

6. Приготовить распашонки, вывернув швы наружу

Выполнение процедуры.

7. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед.

8. Надеть подгузник

9. Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»:

— расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний край был на уровне подмышек;

— один край пеленки провести между ног ребенка;

— другим краем — обернуть ребенка;

— подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек, и обернуть им туловище ребенка

— зафиксировать пеленку, расположив «замок» пеленки спереди

10. Запеленать ребенка в теплую пеленку «с руками» (при необходимости):

— расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка уха;

— одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, а также переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;

— другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;

— подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;

— зафиксировать пеленку на уровне середины плеч (выше локтевых суставов), «замок» расположить спереди.

11. Для прогулки завернуть ребенка в одеяло:

— расположить одеяло на пеленальном столе в виде «ромба»

— уложить ребенка на середину одеяла

— надеть на ребенка шапочку

— обернуть ребенка правым углом одеяла, подвернуть нижний угол, затем обернуть ребенка левым углом одеяла;

— зафиксировать одеяло лентой, бант расположить спереди, при необходимости накрыть лицо ребенка верхним углом одеяла.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Ссылка на основную публикацию
Часто болеющий подросток что делать
Партнёрский материал здоровье Поговорим о том, что делать, если ребёнок вязнет во всяких неприятных болячках. Таких как бронхит или астма,...
Цистоскоп устройство
Скидки для друзей из социальных сетей! Эта акция - для наших друзей в Фейсбуке, Твиттере, ВКонтакте, Ютуб и Инстаграм! Если...
Цистоскопия почек
Цистоскопия – это диагностическая процедура, которая позволяет врачу непосредственно рассмотреть мочевые пути - мочевой пузырь, мочеиспускательный канал и отверстия в...
Часто болит затылок головы причины
Еще в конце ХІХ века отечественные ученые стали исследовать природу головных болевых ощущений, возникающих в голове. Именно тогда появились первые...
Adblock detector