Череп для изучения анатомии

Череп для изучения анатомии

Сегодня мы узнаем, из каких костей и мышц состоит череп человека, и научимся правильно рисовать форму головы под разными углами.

Хороший портретист должен знать анатомию, точно так же, как плотник — свойства разных пород дерева, или сомелье — какой виноград на каких землях растет, или повар — ингредиенты для тирамису.

«Базовые знания строения головы (черепа) помогают в полной мере передать их внешние очертания, несмотря на то что хороший рисунок этим не исчерпывается». Джованни Чеварди

Давай рассмотрим череп внимательно.

Кости

Череп определяет общую форму головы, в нем можно выделить две части — черепную коробку и лицевой отдел, состоящие из нескольких костей, которые плотно соединены и образуют крепкий костный каркас головы. Единственная подвижная кость черепа — нижняя челюсть.

Мышцы

Все мышцы головы можно разделить на две группы: лицевые мышцы, формирующие физиогномическое выражение лица, и жевательные мышцы, которые приводят в движение челюсть. Они образуют несколько слоев на костях черепа.

Мышцы довольно тонкие, поэтому весьма точно повторяют формы костей черепа. Советую также изучить мышцы шеи — так или иначе с ней приходится иметь дело во всех портретах.

Ниже показана связь между строением костей и внешней формой на примере мужской головы. Внимательно рассмотри положение уха, глаза и губ. Расстояние между поверхностью кости и внешней поверхностью головы определяется слоем мышц, жировой ткани и кожи.

Теперь выполни последнее в дерзайнерском челендже МИФа и самое сложное задание — перерисуй череп под разными углами, соблюдая закон перспективы и принцип упрощения.

Это упражнение из книги «Рисование. Полное руководство». Эта книга — всеобъемлющее руководство по рисованию от одного из ведущих преподавателей в мире. Ее автор, известный художник и профессор Джованни Чиварди воплотил весь свой многолетний опыт рисования и преподавания. И новичок, и опытный художник-профессионал смогут выучить новые техники, перенять опыт и развить свои навыки рисования.

Покажи свою работу и зарази друзей идеей творческого челенджа

Размещая свою работу в Инстаграме с хэштегами #mif_challenge_day15 и #mif_challenge, вы соглашаетесь с тем, что она попадет на эту страницу.

Для учащихся в художественных учебных заведениях

  • Главная
  • Каталог книг
  • Учимся рисовать
  • Биографии
  • Статьи об искусстве
  • Ищу книгу

Содержание:

  • Введение
  • Рисунок — важнейшая область художественного творчества
  • Материалы и принадлежности для рисования
  • Графитный карандаш
  • Перо и тушь
  • Однотонная акварель
  • Бумага
  • Виды рисунка
  • Композиция рисунка
  • Понятие о перспективе
  • Работа над рисунком
  • Техника рисунка
  • Практическое значение рисования растений
  • Зарисовки листьев разных растений
  • Зарисовки цветов
  • Понятие о пропорциях предметов
  • Построение каркасов куба, призмы, цилиндра, конуса
  • Понятие об объемной форме предметов
  • Тоновой рисунок
  • Рисунок куба
  • Рисунок цилиндра
  • Рисунок шара
  • Рисование натюрморта
  • Рисунок орнамента
  • Рисунок розетки
  • Рисование с натуры классической гипсовой вазы
  • Основы декоративного рисования
  • Рисунок в декоративно-прикладном искусстве
  • Практическое значение рисования головы человека
  • Рисунок слепка губ
  • Рисунок слепка носа
  • Рисунок слепка глаза
  • → Анатомическая характеристика черепа человека
  • Тоновой рисунок черепа человека
  • Анатомическая характеристика мышц головы человека
  • Тоновой рисунок экорше головы человека
  • Рисование с натуры гипсовой модели головы человека (античная скульптура)
  • Памятка рисовальщику

Анатомическая характеристика черепа человека

Перед тем как приступить к рисованию головы человека, необходимо познакомиться с ее анатомическим строением на основе черепа. Ведь характер формы головы обусловлен особенностями строения черепа.

Вам нужно познать строение формы черепа с чисто пластической стороны. Пластической анатомией называют тесно связанную с изобразительным искусством науку, которая изучает внутреннее строение тела человека и животных для определения его внешней формы.

Две генетические части составляют череп. Одна носит название мозговой, в нее входят лобная и затылочная, височные, теменные кости. Другая именуется лицевой частью черепа, и к ней относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые кости, скуловые отростки и т.д.

Итак, вас должна интересовать исключительно пластическая анатомия головы человека. Значение изучения черепа в этом смысле большое, и чем больше рисовальщик знает, тем вернее он рисует.

К мозговой части черепа человека относятся восемь костей. Вам надо знать те, которые играют роль для рисования.

Лобная кость образует поверхность лба человека, имеет в верхней части справа и слева два выпуклых выступа — так называемые лобные бугры. Ниже лобных бугров находятся также две выпуклости — надбровные дуги. Между ними пролегает углубление — надпереносье.

В нижней части лобная кость завершается острым по форме переходом в глазницу — впадину для глаза — и называется надглазничным краем. Кнаружи лобная кость, продолжая надглазничный край, переходит в скуловой отросток, соединяющий ее со скуловой костью. Справа и слева лобная кость переходит в поверхности височных и клиновидных костей, и на границах этих переходов имеется гребень, или, как его еще называют, височная линия. Эта линия ограничивает лежащую выше скуловой дуги височную впадину.

Лобная кость — непарная, хотя у человеческого зародыша она закладывается из правой и левой половин. Затем обе половины срастаются, и почти у каждого черепа в этом месте едва разливается небольшое возвышение, находящееся в вертикальном направлении. В рисовании головы человека лобная кость, форму которой следует изучить, играет в передаче пластики лица важную роль (рис. 43).

Теменная кость — парная, находится между лобной и затылочной костями. Эта кость также имеет свой бугор — выступ, очень заметный. По форме кость напоминает трапецию, имея четыре края. С соседними она соединяется при помощи швов — венечным с лобной и лямбдовидным с затылочной. Обе теменные кости занимают значительную площадь мозговой части черепа, соединись в ее середине так называемым стреловидным швом. И еще одна особенность характеризует поверхность теменной кости. Вы уже знаете, что такое височная линия. Вот она-то продолжается, правда, раздваиваясь на идущие параллельно верхнюю и нижнюю линии (рис. 44) на теменной кости.

Непарная затылочная кость имеет большое затылочное отверстие, необходимое для позвоночного канала, через который головной мозг сообщается со спинным. Наиболее выступает у затылочной кости наружное затылочное возвышение. От этого возвышения вправо и влево направлены выйные линии — места прикрепления мышц шеи. У некоторых людей на затылочной кости встречается еще один выступ, располагающийся на границе лямбдовидного шва. Знать внешние анатомические свойства затылочной кости необходимо потому, что она входит составной частью в пластическую форму черепа человека (рис. 45).

Читайте также:  Чем вырабатывается инсулин в организме

Нижнебоковые стенки мозговой части черепа — это височные кости (рис. 46). Височная кость сзади примыкает к затылочной, а сверху соединяется с теменной при помощи чешуйчатого шва. Эта кость образована так, что в ней есть слуховой проход. Позади слухового прохода расположен сосцевидный отросток, а спереди — тянущийся вперед скуловой отросток, имеющий у слухового прохода углубление — нижнечелюстную ямку, служащую для сочленения с головкой кости нижней челюсти. Заканчивается скуловой отросток в месте соединения со скуловой костью.

Другая часть черепа — лицевая — образована четырнадцатью костями. Более крупными среди этих костей являются две верхнечелюстные, две скуловые и одна нижнечелюстная.

Верхняя челюсть — парная — имеет трехгранную форму и четыре отростка. Это кость, служащая прочной основой поверхности человеческого лица, расположена начиная от глазных впадин, вниз — до верхних зубов. В верхней части поверхность челюсти загибается внутрь глазницы, а ее так называемый лобный отросток у переносицы срастается с лобной костью. Оба лобных отростка служат опорой для двух парных носовых косточек, срастающихся по средней линии друг с другом и образующих таким образом неподвижную костную часть носа. Внутренние края правой и левой верхнечелюстных костей образуют границы грушевидного носового отверстия и внизу срастаются по средней линии, формируя выступ — переднюю носовую ость. Передняя поверхность кости имеет под глазными впадинами ярко выраженное углубление, которое называется клыковой или собачьей ямкой. В нижней части верхнечелюстная кость образует еще один отросток — луночковый. Его называют также альвеолярным (по ее дуге расположены луночки, в которых помещаются корни зубов). Альвеол, т.е. зубных ячеек, лунок, насчитывается по восемь у каждой верхнечелюстной кости. Четвертый отросток носит название нёбного.

Общая форма сросшихся верхнечелюстных костей — подковообразная (рис. 47).

Нижнечелюстная кость наряду с лобной играет большую роль в пластическом устройстве лица. Непарная, она имеет тело подковообразной формы, на передней поверхности которого посередине есть подбородочное возвышение, несколько ниже которого по обе стороны располагаются подбородочные бугорки.

Верхние боковые отростки нижней челюсти — передние венечные и задние суставные — служат соответственно сочленению с височными костями и прикреплению височных мышц. Нижняя челюсть перегибается в двух местах, где образуются углы, от которых отходят вверх ветви кости с уже упоминавшимися парными отростками. Справа и слева от подбородочного возвышения лежат подбородочные отверстия. Нижнечелюстная кость в своем верхнем отделе имеет луночковую (для корней нижних зубов) часть.

Нижнечелюстная кость (рис. 48) завершает череп в его нижней части. Ее форма и размер существенно влияют на единый, пластически совершенный объем головы человека.

Свою роль в пластике лица человека играет парная скуловая кость, влияющая в значительной мере на поперечный размер головы. Сращенная вверху с лобной, а на передней поверхности с верхнечелюстной костями, скуловая образует наружную стенку глазной впадины (рис. 49). Сзади скуловая кость сращена с клиновидной и височной и участвует в образовании скуловой дуги.

Глазные впадины — глазницы — парные углубления, имеющие форму сглаженной четырехгранной пирамиды, предназначены природой для глазных яблок. Костные стенки глазной впадины имеют несколько отверстий, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды зрительного органа.

Верхняя стенка глазницы образована лобной костью, остальные — соответственно верхнечелюстной (нижняя), скуловой и клиновидной (наружная), а в образовании внутренней самое определяющее участие принимает решетчатая кость (рис. 50).

Вы узнали о двух частях черепа человека, познакомились с самыми основными костями, играющими роль в пластической трактовке головы человека, и впереди предстоит практическое рисование черепа, необходимое для углубления знаний при переходе к изображению головы.

Но что собой представляет череп, почему его нужно обязательно рисовать?

Начнем с того, что авторы всех величайших произведений изобразительного искусства, включающих изображение человека, досконально знали анатомию. Например, гениальный Микеланджело изучал анатомию на разрезании трупов, делая это в моргах тайком, потому что католической церковью в те времена подобное занятие было строжайше запрещено. Разумеется, художники изучали анатомию отнюдь не на ощупь или чисто умозрительно. Древнегреческая скульптура в дошедших до нас образцах поражает исключительным знанием анатомии их авторами. Мы не можем теперь, к сожалению, никогда узнать, каким методом пользовались при изучении анатомии греки, но даже если допустить, что они не подвергали трупы рассечению, а имели возможность наблюдать обнаженное человеческое тело в разнообразнейших движениях на всевозможных состязаниях борцов, метателей диска и копья, бегунов и т.д.

Леонардо да Винчи пытливо изучал анатомию не только человека, но и животных, и от его подвижничества осталось свыше 700 анатомических рисунков.

В середине XVI в. итальянский врач и анатом Андpea Везалий написал и издал книгу «Устройство человеческого тела», иллюстрации к которой выполнил Тициан с учениками.

Первое русское руководство по анатомии для художников составил и издал художник Антон Павлович Лосенко. Книга называлась «Объяснение краткое пропорций человека», вышла в 1771 г. и вплоть до середины следующего века была основным руководством по анатомии. Краткий пояснительный текст сопровождался отлично выполненными самим Лосенко анатомическими таблицами, репродукции которых рассчитывались на наглядный показ и зрительную память молодых художников. Успех вышедшей небольшим тиражом книги был таким, что экземпляры размножались перерисовыванием таблиц и списыванием текста. Вот какое значение для тогдашних учеников имело знание анатомии!

Знакомясь с основными костями черепа, вы можете прибегнуть к осязанию своей головы. Для этого приложите руки ладонями к шее и пытайтесь что-либо ощутить: одни мышечные массы, а под ними глубоко что-то потверже. Но вот пальцами начинаете ощупывать нижнюю часть головы сзади, поднимая их выше, и через некоторое время ощутите под кожей кость затылка. Осязайте ее тщательно и вспоминайте, как называется эта кость, какие она имеет возвышения и т.п. Найдите на себе скуловые и другие, имеющие внешнее пластическое выявление кости. Хорошо прощупываются края глазниц, вся нижняя челюсть, лобная и теменные кости.

Читайте также:  Болит голень после ушиба

Подобный эксперимент на себе очень полезен, так как осязание способствует прочному запоминанию всех доступных выступов и углублений. Такой же эксперимент с собой вы можете провести с осязанием основных мышц, когда ознакомитесь с их названием и расположением.

Повторяем, рисование с натуры развивает точность глаза, его способность безошибочно «читать» конструкцию головы человека, сложную и основательно скрытую мышечно-кожным покровом, развивает зрительную память и восприятие формы головы в пространственных проекциях и ракурсах.

Рисование с натуры на базе пластической анатомии есть не что иное, как собирание изученных частей в одно целое. Знание анатомии и рисование с натуры головы человека — единство теории и практики в работе художника. Отсюда следует, что анатомия для изучающих основы изобразительной грамоты — своеобразный строительный материал в рисовании человека.

Познакомившись со строением костей черепной коробки и лицевой части черепа, постарайтесь в рисунке с натуры тесно связать теорию с практикой.

Пластанатомия черепа человека.

Пояснительная записка

Я работаю преподавателем рисунка и живописи в ДШИ, и иногда сталкиваешься с такой проблемой, что материала для изучения пласт анатомии человека нет или его очень мало, или он разрознен на просторах Интернета. Конечно, есть много книг в которых можно почерпнуть знания по анатомии, но всё же по признанию многих художников лучшим и по сей день является Бамес. Но к сожалению он на немецком языке, да и деньги за которые его можно купить немалые.

Цель мое й работы: состоит в обобщении материала который имеется на данный момент и приведение его в некую систему.Материал будет полезен как начинающим художникам так и преподавателям изо.

Задачи я перед собой ставил следующие: дать небольшую справку по истории пластанатомии, рассказать о строении черепа и непосредственно рассказать о некоторых приёмах при построениии черепа.

История развития пластанатомии.

Прежде чем рисовать портрет, необходимо изучить строение черепа человека. Ознакомиться с анатомией человеческой головы.

Но что собой представляет череп, почему его нужно обязательно рисовать?

Начнем с того, что авторы всех величайших произведений изобразительного искусства, включающих изображение человека, досконально знали анатомию . Например, гениальный Микеланджело изучал анатомию на разрезании трупов, делая это в моргах тайком, потому что католической церковью в те времена подобное занятие было строжайше запрещено. Разумеется, художники изучали анатомию отнюдь не на ощупь или чисто умозрительно. Древнегреческая скульптура в дошедших до нас образцах поражает исключительным знание анатомии их авторами. Мы не можем теперь, к сожалению, никогда узнать, каким методом пользовались при изучении анатомии греки, но даже если допустить, что они не подвергали трупы рассечению, а имели возможность наблюдать обнаженное человеческое тело в разнообразнейших движениях на всевозможных состязаниях борцов, метателей диска и копья, бегунов и т.д.

Леонардо Да Винчи пытливо изучал анатомию не только человека, но и животных, и от его подвижничества осталось свыше 700 анатомических рисунков.

В середине XVI в. итальянский врач и анатом Андpea Везалий написал и издал книгу «Устройство человеческого тела», иллюстрации к которой выполнил Тициан с учениками.

Первое русское руководство по анатомии для художников составил и издал художник Антон Павлович Лосенко. Книга называлась «Объяснение краткое пропорций человека», вышла в 1771 г. и вплоть до середины следующего века была основным руководством по анатомии. Краткий пояснительный текст сопровождался отлично выполненными самим Лосенко анатомическими таблицами, репродукции которых рассчитывались на наглядный показ и зрительную память молодых художников. Успех вышедшей небольшим тиражом книги был таким, что экземпляры размножались перерисовыванием таблиц и списыванием текста. Вот какое значение для тогдашних учеников имело знание анатомии!

Рисование с натуры развивает точность глаза, его способность безошибочно «читать» конструкцию головы человека, сложную и основательно скрытую мышечно-кожным покровом, развивает зрительную память и восприятие формы головы в пространственных проекциях и ракурсах.

Рисование с натуры на базе пластической анатомии есть не что иное, как собирание изученных частей в одно целое. Знание анатомии и рисование с натуры головы человека — единство теории и практики в работе художника. Отсюда следует, что анатомия для изучающих основы изобразительной грамоты — своеобразный строительный материал в рисовании человека.

О строении черепа.

Кости черепа делятся на две группы :кости мозгового черепа и кости лицевого черепа. Мозговой череп служит для защиты мозга и состоит из нескольких частей. Спереди к нему примыкают кости, защищающие органы чувств.

При взгляде сверху, спереди и сбоку голова имеет продолговатую, или яйцевидную форму: сзади она скорее напоминает шар. Череп состоит из 22 неподвижных костей, исключение представляет нижняя челюсть. Восемь из них образуют мозговой и 14-лицевой череп.

Кости мозгового черепа.

Лобная кость. На лобной кости мы различаем лобную, носовую и глазничные части. Лобная кость образует поверхность лба человека, имеет в верхней части справа и слева два выпуклых выступа — так называемые лобные бугры. Ниже лобных бугров находятся также две выпуклости — надбровные дуги.(У мужчин надбровные дуги обычно более выражены)

Между ними пролегает углубление — надпереносье.Лобная кость — непарная, хотя у человеческого зародыша она закладывается из правой и левой половин. Затем обе половины срастаются, и почти у каждого черепа в этом месте едва разливается небольшое возвышение, находящееся в вертикальном направлении. В рисовании головы человека лобная кость, форму которой следует изучить, играет в передаче пластики лица важную роль

.

С точки зрения формы и структуры большое значение имеет начало двух дугообразных височных линий продолжение которых находится на теменных костях. Боковые края лобной кости связаны с истинным швом с клиновидными костями, задний край с теменными костями.

Теменная кость — парная, находится между лобной и затылочной костями. Эти кости также имеют свои бугры — выступы очень заметные которые определяют ширину черепа. По форме кость напоминает трапецию, имея четыре края. С соседними она соединяется при помощи швов — венечным с лобной и лямбдовидным с затылочной. Обе теменные кости занимают значительную площадь мозговой части черепа, соединись в ее середине так называемым стреловидным швом. Височная линия как уже говорилось выше продолжается, здесь правда, раздваиваясь на идущие параллельно верхнюю и нижнюю линии на теменной кости.

Читайте также:  Применение хлорида натрия в медицине

Затылочная кость. Раковинообразная кость, не парная состоит из 4 частей: чешуйчатой, двух боковых, и основной части.

Наиболее выступает у затылочной кости наружное затылочное возвышение. От этого возвышения вправо и влево направлены выйные линии — места прикрепления мышц шеи. У некоторых людей на затылочной кости встречается еще один выступ, располагающийся на границе лямбдовидного шва. Знать внешние анатомические свойства затылочной кости необходимо потому, что она входит составной частью в пластическую форму черепа человека.

Затылочная кость имеет большое затылочное отверстие, необходимое для позвоночного канала, через который головной мозг сообщается со спинным.

Клиновидная кость- эта кость так называется потомучто она соприкасается со многими костями черепа как бы вклиниваясь между ними. С точки зрения формы значение этой кости не велико, так как на поверхности мы видим небольшую её часть.

Височная кость-является самой сложной костью черепа; она охватывает органы слуха и равновесия. При взгляде сбоку она находится под теменной костью, при взгляде снизу она простирается до затылочной кости.

В отношении формы нужно отметить следующие части: боковая чешуя, сосцевидный и шиловидный отростки, обращённые вниз. Чешуя находится над наружным слуховым проходом, на её нижней поверхности находится суставная ямка для сочленения с нижней челюстью. На наружной поверхности сосцевидной части находится обращённый вниз сосцевидный отросток, а перед ним -шиловидный отросток.

Височная кость образует сустав с нижней челюстью и соединяется со скуловой костью, образуя скуловую дугу.

Кости лицевого черепа.

Верхняя челюсть парная — имеет трехгранную форму и четыре отростка. Это кость, служащая прочной основой поверхности человеческого лица, расположена начиная от глазных впадин, вниз — до верхних зубов. В верхней части поверхность челюсти загибается внутрь глазницы, а ее так называемый лобный отросток у переносицы срастается с лобной костью. Оба лобных отростка служат опорой для двух парных носовых косточек, срастающихся по средней линии друг с другом и образующих таким образом неподвижную костную часть носа.Внутренние края правой и левой верхнечелюстных костей образуют границы грушевидного носового отверстия и внизу срастаются по средней линии, формируя выступ — переднюю носовую ость. Передняя поверхность кости имеет под глазными впадинами ярко выраженное углубление, которое называется клыковой или собачьей ямкой. В нижней части верхнечелюстная кость образует еще один отросток —луночковый. Его называют также альвеолярным (по ее дуге расположены луночки, в которых помещаются корни зубов). Альвеол, т.е. зубных ячеек, лунок, насчитывается по восемь у каждой верхнечелюстной кости. Четвертый отросток носит название нёбного.Общая форма сросшихся верхнечелюстных костей — подковообразная

.

Нижнечелюстная кость наряду с лобной играет большую роль в пластическом устройстве лица. Непарная, она имеет тело подковообразной формы , на передней поверхности которого посередине есть подбородочное возвышение, несколько ниже которого по обе стороны располагаются подбородочные бугорки.

Верхние боковые отростки нижней челюсти — передние венечные и задние суставные — служат соответственно сочленению с височными костями и прикреплению височных мышц. Нижняя челюсть перегибается в двух местах, где образуются углы, от которых отходят вверх ветви кости с уже упоминавшимися парными отростками. Справа и слева от подбородочного возвышения лежат подбородочные отверстия. Нижнечелюстная кость в своем верхнем отделе имеет луночковую ( для корней нижних зубов ) часть.

Нижнечелюстная кость завершает череп в его нижней части. Ее форма и размер существенно влияют на единый, пластически совершенный объем головы человека.

Скуловая кость-парная влияет в значительной мере на поперечный размер головы. Сращенная вверху с лобной, а на передней поверхности с верхнечелюстной костями, скуловая образует наружную стенку глазной впадины. Сзади скуловая кость сращена с клиновидной и височной и участвует в образовании скуловой дуги.

Глазные впадины — глазницы — парные углубления, имеющие форму сглаженной четырехгранной пирамиды, предназначены природой для глазных яблок. Костные стенки глазной впадины имеют несколько отверстий, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды зрительного органа.

Верхняя стенка глазницы образована лобной костью, остальные — соответственно верхнечелюстной (нижняя), скуловой и клиновидной (наружная), а в образовании внутренней самое определяющее участие принимает решетчатая кость.

Несколько советов при построение черепа.

Череп в профиль можно заключить в квадрат, практически абсолютный.

Конечно, при рисовании необходимо учитывать индивидуальные особенности человека, но есть такие основные меры, которые нужно знать.

Теперь делим череп напополам по вертикали и горизонтали.

Нужно отметить что центральная горизонтальная линия делит глазницу пополам проходя почти по верху грушевидного отверстия. Слуховое отверстие находится чуть ниже центра пересекающихся линий.

Многие художники используют систему двух овалов.

.

Череп в фас скорее будет заключён не в квадрат, а в прямоугольник.

Так как каждый человек не повторим то и черепа очень разные, имеющие форму квадрата, прямоугольника, и даже пирамидальную форму, поэтому мы берём усреднённые, приблизительные значения.

Делим также напополам по вертикали и горизонтали.

Есть три равные части, на которые всегда можно разделить череп.

Это расстояние от подбородка до основания грушевидного отверстия, расстояние от грушевидного отверстия до линии бровей и от линии бровей до начала роста волос.

Теперь можно увидеть, что линия у грушевидного отверстия, если её продолжить будет проходить по краю (углу) скуловой кости.

Так же если провести линию по нижнему краю глазниц, то она будет совпадать с верхней частью скуловой дуги.

Несколько рисунков из книги Бамеса, в помощь при построении черепа.

Список использованной литературы:

1.Gottfried Bammes-издательство Volk and Wissen/1985 год.

2.Ене Барчаи Анатомия для художников-Издательство Эксмо-Пресс.

5. Видео лекции Александра Николаевича Рыжкина .

Ссылка на основную публикацию
Через какое время выводится шампанское из организма
Автор: Александр СИНИЛКИН | Источник: www.rul.by В преддверии праздников,публикуем таблицу норм потребления и выведения алкоголя на организм человека в зависимости...
Чем полезно пихтовое масло
Пихтовое масло считается одним из самых ценных. Особенно полезно вспомнить о его свойствах в период простудных и других осенне-зимних заболеваний....
Чем полезны креветки для беременных
Креветки во время беременности и кормления грудью - есть или не есть? Креветки и беременность — популярная тема. С одной...
Через какое время действует новопассит
Инструкция по применению Ново-Пассит назначается для устранения тревоги и улучшения сна. Это седативное лекарственное средство на основе растительных компонентов. Также...
Adblock detector