Что должна делать девочка в 13 лет

Что должна делать девочка в 13 лет

Ранний подростковый возраст (1112 лет) – один из сложнейших этапов развития ребенка. Однако чаще всего особенности этого этапа не рассматриваются отдельно, а включаются в общую характеристику периода полового созревания, что не позволяет выделить физиологические и психофизиологические перестройки организма, определяющие эффективность познавательной деятельности и целенаправленное поведение детей 1112 лет.

Опасный возраст

Принято считать, что в подростковом возрасте происходят неблагоприятные изменения, снижающие возможности физиологической и психологической адаптации и ухудшающие когнитивные возможности подростков. Исследования последних лет убедительно показывают, что изменения, связанные с эндокринной перестройкой организма, не столь однозначны: есть не только негативные, но и позитивные изменения, и они различны на разных этапах полового созревания.

В последние годы сотрудники Института возрастной физиологии РАО ведут комплексные системные исследования развития детей 11–12 лет, и это позволяет рассмотреть несколько аспектов развития этих детей:

– состояние физического и психического здоровья,

– адаптивные возможности организма,

– функциональное развитие мозга и познавательной деятельности.

Важность выделения этих вопросов определяется резкой интенсификацией учебного процесса, ростом учебной и внеучебной нагрузки, нарушениями режима, снижением двигательной активности. Все это вызывает выраженное утомление, повышенную тревожность, создает условия для возникновения неврозоподобных расстройств.

Для подросткового периода характерна наиболее высокая чувствительность к любым неблагоприятным влияниям.

Школьные факторы риска – такие, как нерациональная организация учебного процесса, неадекватные методики и стрессовая тактика педагогических воздействий – могут оказывать более выраженное отрицательное влияние на познавательную деятельность и поведение ребенка, чем внутренние эндокринные перестройки в организме.

К сожалению, среди 11–12 летних подростков только 20–25% здоровых (1-я группа здоровья), а это значит, что нарушения режима и перегрузки резко снижают когнитивные возможности, работоспособность и становятся причиной школьных трудностей.

Каждый пятый ребенок 1112 лет испытывает повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и высокий уровень так называемого «социального стресса» из-за страха несоответствия ожиданиям окружающих.

Это чувство испытывают 30–40% подростков, причем чаще всего девочки 12 лет. У них более выражены общая тревожность в школе, страх самовыражения, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, а у мальчиков – переживание социального стресса.

О чем говорят эти данные? Прежде всего о неадекватности требований и психологическом давлении и непонимании со стороны взрослых.

Известно, что тревожность провоцирует низкую самооценку, что закрепляет эффект неудачи, непреодолимости возникающих проблем.

В подростковом возрасте часто отмечается гипертония, головокружения, вегето-сосудистая дистония, нарушения сна, что, наряду с повышенной возбудимостью, отражает неустойчивое состояние нервной системы.

Переходный этап

Возраст детей 11–12 лет представляет собой период перехода от финальной стадии второго детства (преимущественно мальчики) к дебютной стадии пубертата (преимущественно девочки).

Именно в этом возрасте фактически во всех органах и системах развивающегося организма несинхронно усиливаются перестроечные процессы, вызывающие каскадный полифункциональный дисбаланс.

Физиологические изменения, происходящие в организме младших подростков 1112 лет, связаны прежде всего с активным выделением половых гормонов.

Под их влиянием существенно возрастает активность глубинных структур мозга, определяющих произвольную регуляцию (развитие управляющих функций). Считается, что подростки несдержанны, плохо контролируют свои реакции и поведение. Однако современные данные по этому вопросу противоречивы.

В специальных исследованиях изучалось влияние на выбор подростком стратегии действий способности детей предвидеть долгосрочные последствия своих поступков.

Оказалось, что вплоть до 12-летнего возраста способность к предвидению таких последствий остается незрелой. Дети до 12 лет выбирали стратегию, сулящую мгновенный результат, несмотря на ее неэффективность в долгосрочной перспективе. Не сформирована у них и система контроля своих ошибок.

Это во многом объясняет сиюминутность реагирования, неспособность предвидеть отдаленные результаты своих действий. Понятно, почему в профилактической работе с подростками неэффективна опора на отдаленные (даже самые страшные) последствия употребления наркотиков, алкоголя, табака. Отсюда и легкость формирования любого рода зависимостей – от токсической до компьютерной.

Родители наслышаны о подростковом возрасте немало, поэтому, когда ребёнок приближается к опасному порогу, стараются максимально к нему подготовиться. Особенно ярко и импульсивно проявляет себя кризис 13 лет, когда начинаются разговоры на повышенных тонах, хлопанье дверями, гулянки до полуночи в непонятных компаниях и прочие проблемы.

Как себя вести в конфликтных ситуациях, не наломать дров и не навредить неокрепшей детской психике? Помогут советы психологов, для выполнения которых сверхъестественных сил не понадобится.

Причины

Почему максимальная точка кипения подросткового кризиса наступает именно в 13 лет?

Развитие самосознания

В подростковом возрасте самосознание совершенствуется и заставляет ребёнка предъявлять повышенные требования как к себе, так и к окружающим людям. Однако нередко они невыполнимы. С одной стороны, это приводит к формированию внутренних комплексов, так как дети оказываются ещё не готовыми принимать на себя ответственность за совершаемые поступки. С другой, ухудшаются отношения с родными, близкими, друзьями.

Родительский (учительский) контроль

Считая себя взрослым, 13-летний подросток хочет больше свободы. Ему кажется, что он справится с трудностями без посторонней помощи, что может принимать верные решения. Но практический навык ещё не отработан, опыта нет. Поэтому, когда со стороны родителей (учителей) поступают какие-то запреты, ребёнок их демонстративно нарушает, но при этом оказывается в смешной или опасной ситуации. Взрослые злятся из-за открытого сопротивления и стараются доказать детям, что они ещё маленькие, чем обижают их и только обостряют кризис.

Читайте также:  Ламинат вреден для здоровья в жилых помещениях

Желание самоутвердиться

В 13 лет, как ни в какой другой возраст, ребёнка охватывает настоящая жажда самоутверждения. Он хочет выделяться на фоне остальных во всех микроколлективах: в классе, в семье, в секции, в кругу друзей, даже в общественном транспорте. Появляется стремление к лжеидеалам, подгонка под них своего уже частично сформировавшегося характера. Когда в итоге ничего не получается, начинается самокритика, самобичевание и самоуничижение. В 13 лет они принимают катастрофические обороты: недовольные своей внешностью, учёбой, достижениями, подростки нередко заканчивают жизнь самоубийством.

Половое созревание

Пубертатный период влечёт за собой полную трансформацию тела. Это приводит к изменению самооценки (чаще всего она понижается), формированию внутренних комплексов. Наблюдаются первые несмелые попытки установить контакты с представителями противоположного пола. Неудача в этих делах (несчастная любовь, расставания) приводит к психотравме и суицидам. На поведение подростка сильное влияние оказывает нестабильный гормональный фон. Именно из-за него они становятся эмоционально неуравновешенными.

Признаки

У одних подростков симптомы кризиса 13 лет отсутствуют или выражены слабо, у других наблюдается кардинальное изменение поведения.

Отношения с окружающими:

  • конфликтность;
  • противопоставление себя всем остальным;
  • враждебность;
  • в приоритете — общение со сверстниками (убегают из дома, не хотят проводить время в кругу семьи);
  • увлечённость виртуальным общением;
  • стремление к одиночеству, изоляции от людей (запираются в своей комнате и сидят там по несколько часов);
  • доверительные разговоры по душам с одним или двумя выбранными из окружения фаворитами.
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • частые нарушения дисциплины и запретов (отказываются выполнять обязанности по дому);
  • перепады настроения;
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • недовольство, раздражение, угрюмость.
  • повышенный уровень тревожности, беспокойство;
  • неуверенность в себе;
  • внутренние комплексы;
  • повышенные требования к себе (особенно к своей внешности);
  • заниженная самооценка;
  • перестройка системы ценностей;
  • мысли о суициде;
  • внутриличностные конфликты;
  • интенсивное развитие саморефлексии;
  • повышенная чувствительность к критике;
  • ведение личного дневника.
  • развитие абстрактно-логического мышления;
  • механическое выполнение упражнений по заданной схеме сохраняется на высоком уровне, а вот с творческими заданиями (написать сочинение, разработать проект) справляются далеко не все;
  • увлечение музыкой, философией, психологией, любовными романами и приключениями;
  • снижение учебных показателей;
  • смена хобби и увлечений.

Главным новообразованием кризиса 13 лет возрастная психология называет негативизм. Всё происходящее, всех окружающих и себя самого подросток воспринимает в чёрном свете, отрицательно и постоянно критикует. Это связано с формированием саморефлексии: он начинает оценивать собственные способности, личностные качества, недостатки и возможности на фоне других.

Согласно статистике, в 20% случаев подростковый негативизм остро и болезненно проявляется эмоциональными бесконтрольными вспышками практически во всех областях жизни. Ребёнок при этом может полностью выпадать из семьи или школы на несколько недель или месяцев. У 20% детей он вовсе отсутствует. 60% 13-летних — потенциальные негативисты. Они начинают возражать и конфликтовать лишь в ответ на вызов извне (несправедливые оценки со стороны учителя, предательство друга, непомерные запреты и ограничения в семье).

Сроки

Кризис 13 лет — название достаточно условное и обобщённое. И физическое, и эмоционально-психическое развитие подростка сугубо индивидуально. Поэтому трудный период может начаться у ребёнка раньше или позже обозначенного возраста.

Ранний (12-13 лет)

Наблюдается чаще всего у девочек, которые и телом, и душой взрослеют раньше мальчиков. С одной стороны, упрямство и конфликтность в этом возрасте побороть проще, так как ещё силён авторитет взрослых. С другой, поговорить с ними гораздо труднее, так как они зацикливаются на собственной самостоятельности и перестают адекватно воспринимать критику, запреты и правила.

Поздний (13-14 лет)

Развитие саморефлексии на данном этапе протекает более сглажено. Ребёнок уже в состоянии частично воспринимать оценки и критику со стороны окружающих. Однако взрослые должны проследить, чтобы они были объективными, и чтобы подросток правильно их понимал. Если мальчик, чтобы самоутвердиться, скажет при всех 14-летней девочке, что она толстая, хотя на самом деле у неё нет проблем с лишним весом, дело может закончиться анорексией. Поэтому родители должны своевременно замечать, не формируется ли патологический комплекс, который может испортить всю жизнь неправильными паттернами поведения.

Длится кризис у всех по-разному. У кого-то в сглаженном виде проявляется эмоциональными вспышками на протяжении всех 3 лет (с 12 до 14). У кого-то наблюдается острая, но краткосрочная форма. Подросток может уйти из дома, вступить в неформальную группировку, не ходить в школу, но в течение 5-6 месяцев обычно такие демонстративные протесты сходят на нет, и все возвращается в нормальное русло.

Читайте также:  Аналог альбуцида для глаз для детей

Как себя вести

Возрастной кризис 13 лет не требует лечения. Необходимость в психотерапевтической помощи или консультации у психолога возникает лишь в крайних ситуациях, когда поведение подростка выходит из-под контроля и чревато серьёзными последствиями для личностного развития. В таких случаях проводятся групповые и аутогенные тренинги, направленные на формирование саморефлексии и адекватное принятие себя.

В первую очередь специалисты дают советы родителям, как вести себя с подростками 13 лет, чтобы кризис протекал без осложнений:

  1. Находить компромиссы в общении.
  2. Искать «точки соприкосновения» интересов.
  3. Установить единые правила поведения дома, которые должны соблюдаться всеми членами семьи (ужинать за одним столом, быть дома в 9 вечера).
  4. Вовлекать подростка в семейные дела. Спрашивать и учитывать его мнение. Делегировать часть обязанностей по дому.
  5. Набраться терпения и сохранять спокойствие. Разговаривать уверенно и сдержанно.
  6. Интересоваться увлечениями подростка.
  7. Хвалить, поощрять за достижения.
  8. Проводить с ним больше времени.
  9. Оставаться авторитетом, но при этом установить доверительные отношения.
  10. Постоянно быть на связи с учителями, классным руководителем, школьным психологом.

10 «нельзя»: памятка для родителей

  1. Вступать в конфликт.
  2. Бросать фразы: «Ты ещё маленький», «Ты ничего не понимаешь», «Не учи меня», «Вырастешь — тогда и будешь права качать», «Яйца курицу не учат» и т. д.
  3. Давать послабления, идти на поводу, удовлетворять капризы.
  4. Навязывать свою точку зрения, приказывать, требовать бессловесного подчинения, не предоставляя право выбора.
  5. Кричать, повышать голос, срываться до истерики.
  6. Бить, замахиваться, физически наказывать.
  7. Унижать, умалять достоинства, не замечать достижений, критиковать.
  8. Отдаляться, не выполнять обещаний, отказывать в просьбе или совете, ссылаясь на занятость.
  9. Лишать общения со сверстниками.
  10. Посягать на личное пространство (проверять телефон, соцсети, читать переписку).

Пережить кризис 13 лет будет гораздо проще, если родители до его наступления придерживались грамотной системы воспитания. К этому возрасту ребёнок уже должен чётко усвоить определённые правила поведения в семье и обществе, приобрести коммуникативные навыки. Да, импульсивные подростковые вспышки неизбежны, но в норме они быстро утихают без последствий.

Поэтому психологи настоятельно советуют родителям в 8-11 лет постоянно работать над воспитанием детей, помогать в формировании системы ценностей, следить за уровнем их самооценки. А самое главное — уделять им достаточное внимание, строить доверительные отношения. При такой профилактике никакой подростковый кризис не будет страшен ни одной стороне.

Последствия

Если подростку, глубоко переживающему яркие проявления кризиса 13 лет, не помочь, это может негативно отразиться на здоровье и личностном развитии. Самые частые осложнения:

  • эмоциональные и поведенческие расстройства;
  • неврозы (диагностируются чаще всего у девочек);
  • формирование акцентуаций, психопатии и патологические влечения (наблюдаются обычно у мальчиков);
  • депрессия;
  • замкнутость вплоть до аутизма;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • развитие устойчивых мнительных, истероидных черт характера;
  • участие в неформальных группировках, что приводит к подростковой преступности и бродяжничеству;
  • суицид.

Так что серьёзные опасности для здоровья и личностного развития всё-таки существуют, и задача родителей — всеми способами их избежать. Те же, кому преодоление кризиса 13 лет даётся нелегко, должны чаще вспоминать слова американской писательницы Миньон Маклофлин: «Ребёнок, с которым труднее всего управиться, — именно тот, которым впоследствии мы больше всего гордимся».

Многие специалисты считают, что современные дети достигают подросткового возраста гораздо раньше, чем прошлые поколения: не в 13–14, а с 11 до 13 лет. Что такое «быть подростком» понятно каждому, ведь любой взрослый человек проходил этот период.

Именно с 11 до 13 лет родители еще могут повлиять на формирование личности, характера и привычек ребенка. О том, как родителям и детям подготовиться к «самому трудному возрасту», рассказывает Я – Родитель.

Развитие ребенка в 11–13 лет

Физическое развитие ребенка

Тело ребенка начинает стремительно меняться. У девочек этот процесс происходит быстрее, у мальчиков – чуть медленнее. Ребенок может очень резко прибавить в росте, масса тела может как увеличиться, так и снизиться. Начинается половое созревание. У одних детей изменения на физиологическом уровне могут начаться раньше, у других – позже. Из-за того, что тело резко поменялось, у ребенка нарушается координация. Подростки бывают немного неуклюжими, потому что пока только привыкают к своему новому облику.

Интеллектуальное развитие

Ребенок в этом возрасте учится аргументировать, доказывать свою точку зрения, у него активнее развивается абстрактное мышление. Тем не менее, подростки часто живут сегодняшним днем. Они не думают о последствиях своих поступков. Например, могут попробовать курить, хотя знают, как плохо это сказывается на здоровье. Но ребенок не задумывается, что эти последствия коснутся именно его.

Психологическое развитие

Чаще всего ребенок сосредоточен на общении со своими сверстниками. Учеба отходит на второй план. Помимо общения с друзьями может возникать тяга к противоположному полу. Дружба в этом возрасте очень экспрессивна, ее может разрушить любая ссора. В целом ребенок может стать агрессивнее, эмоциональнее. Или, напротив, «уйти в себя».

Читайте также:  Амоксициллин солютаб отзывы

10 рекомендаций родителям детей от 11 до 13 лет

1. Дарите ребенку книги о подростках

С 11 до 13 лет с ребенком происходит множество разных изменений. Конечно, взрослеющему человеку хочется быть уверенным, что с ним все в порядке. Многие вещи родители могут рассказать сами. Иногда дети самостоятельно задают вопросы. Но часто мамы и папы боятся перегнуть палку излишними откровениями. Поэтому проще всего подарить ребенку книгу, в которой будет простым языком написано о физиологии подростков.

2. Следите за питанием

При раннем взрослении девочки чувствуют необходимость быть привлекательными для мальчиков, и наоборот. Но на пути к красоте есть препятствия – лишний вес, прыщи. Для подростка очень важно правильно подобрать питание. Следует проследить за наличием в холодильнике большого количества овощей и фруктов. А вот выпечку, жареное и острое лучше исключить. В погоне за идеальным весом подросток может начать голодать – этого лучше избегать.

3. Следите за настроением

Быстро меняющийся под давлением гормонов эмоциональный фон – идеальная среда для депрессий. Не «отмахивайтесь» от проблем ребенка, даже если они кажутся вам пустяковыми. В то же время не стоит выводить подростка на разговор «по душам».

Предоставьте инициативу самому ребенку. В случае затяжного плохого настроения уделяйте ему больше внимания, проведите вместе выходной день. Если ребенок ходит угрюмым в течение долгого времени – возможно, это повод для обращения к специалистам.

4. Смотрите вместе с ребенком фильмы о таких же, как и он

Детям в возрасте с 11 до 13 лет свойственно преувеличивать собственные проблемы. Любой пустяк может оказаться трагедией. Дайте понять ребенку, что все его трудности можно решить. Подберите несколько хороших книг и фильмов о подростках с позитивным окончанием.

Если переживания сильные, вы можете вместе с ребенком сочинить историю о том, как похожий на ребенка герой находит выход из сложной ситуации.

Какова роль родителей в процессе половой самоидентификации и какие фильмы стоит посмотреть взрослеющим мальчикам, расскажет эксперт сайта, клинический психолог Екатерина Блюхтерова.

5. Выполняйте обещанное

Подростку свойственно во всем сомневаться. Он по-другому осознает окружающий мир. Для того, чтобы сохранить доверие ребенка, взрослым необходимо следить за выполнением своих обещаний. И наказания, и поощрения должны реализовываться в обозначенные родителями сроки. Это касается не только треугольника «мама-папа-ребенок», но и самих родителей, отношений внутри семьи.

6. Интересуйтесь жизнью ребенка

Родителям подростка стоит интересоваться не только оценками в школе, но и другими делами, которые волнуют ребенка – отношениями с друзьями, учителями, его первой любовью. Не стоит навязывать ребенку откровенный разговор, а потом, узнав что-то, что не с лучшей стороны характеризует подростка, ругать его. Цените любую доверительную беседу с ребенком. Если он о чем-то рассказывает, это действительно важно.

7. Позволяйте ребенку принимать решение

Самый большой талант родителя – это умение вовремя начать отпускать своего ребенка. Конечно, дети с 11 до 13 лет еще требуют опеки и контроля. Тем не менее, есть решения, которые подросток должен принимать самостоятельно. Ведь именно в этом возрасте формируется личность ребенка. Позволяйте школьнику самому выбирать себе одежду, оформлять интерьер своей комнаты, прислушивайтесь к его мнению.

8. Следите за соблюдением режима сна

Подросткам необходим сон на протяжении восьми-девяти часов. Без соблюдения режима сна невозможно учиться и выполнять физические нагрузки в том количестве, которое приходится на этот возраст. Сам подросток может этого не понимать. Чтобы не идти на конфликт, стоит обозначить четкие правила внутри семьи. Одно из них – время «отбоя». Важно, чтобы родители тоже соблюдали это правило. Слова «мы взрослые, а ты должен слушаться» только увеличат пропасть между родителями и ребенком.

9. Проведите профилактику вредных привычек

К сожалению, табакокурение, наркомания и токсикомания в России постоянно «молодеют». В первый раз сигарету или психоактивные вещества дети часто пробуют именно в 12–13 лет.

Не стоит начинать подозревать ребенка на пустом месте. Не нужно ругаться и пугать страшными последствиями. Все разговоры на «острые» темы должны быть уравновешенными и происходить в те моменты, когда и родители, и ребенок спокойны и эмоционально расслаблены.

10. Не переставайте проявлять вашу любовь

Конечно, подросток должен осознавать, что он взрослеет, увеличивается его ответственность. Но это не повод для родителей дистанцироваться от ребенка. Родители могут называть школьника ласковыми словами, как и раньше, и ненавязчиво проявлять свою заботу. Подросток нуждается в любви не меньше, чем маленькие дети. Часто именно эта любовь и служит надежным тылом, который позволяет ребенку противостоять проблемам, соблазнам и расти уверенным в себе взрослым человеком.

Ссылка на основную публикацию
Что делать чтобы швы быстрее зажили
Перед тем, как покинуть клинику после операции, Вам будут даны рекомендации о том, как вести себя в первое время, которое...
Что делать если ребенок истерит на улице
Если вы счастливые родители замечательного малыша, то вам точно знакомы неожиданные капризы, заканчивающиеся громкими рыданиями. Вы не знаете, что делать,...
Что делать если с похмелья сердце сильно бьется
Большинство людей, привыкших к горячительным напиткам, часто сталкиваются с одной серьезной проблемой – с похмелья сильно бьется сердце. Что делать...
Что делают вместо колоноскопии
Пациентам с проблемами кишечника, как правило, назначается малоприятная эндоскопическая процедура. Поэтому их интересует существование альтернативы колоноскопии кишечника. Такие исследования действительно...
Adblock detector