Дефицит общения со взрослыми приводит к задержке развития

Дефицит общения со взрослыми приводит к задержке развития

Как развивается ребенок в 7 месяцев и 2 недели

К настоящему времени вы, возможно, уже объяснили вашему ребенку, что телефон не игрушка, или что волосы не для натягивания. Ребенок в возрасте 7 месяцев и 2 недели уже может начать проверять вас, отказываясь слушаться. На самом деле он просто любопытный, а не вредный или непослушный. Лучшая тактика в такой ситуации просто, но жестко сказать «нет» и затем отвлечь его игрушкой или новым занятием, но только не едой.

Как развивается ребенок: прорезывание зубов

Прорезывание зубов может начаться у некоторых детей уже в 3 месяца или уже в 12, но у большинства младенцев первые зубки (как правило, два средних зуба на нижней части) появляются между 4 и 7 месяцами. Если Вы вдруг увидели, что у вашего малыша сроки прорезывания не совпадают со средними значениями, то не стоит паниковать по этому поводу. Сроки прорезывания чаще всего смещаются: либо из-за особенностей протекания беременности, либо из-за перенесенных ребенком тяжелых инфекций. У новорожденного ребенка внутри верхней и нижней челюстей находятся 20 фолликулов временных зубов.

Как только начинают резаться первые молочные зубки, вы должны быть готовы к постоянному пусканию слюней ребенком и экспериментированию со звуками.

Выбираем игрушки: месяц седьмой

Ребенку понравятся игрушки, которые он может легко взять в руку. Он будет с удовольствием играть с заводными игрушками, которые могут двигаться и кататься. Малыш будет снова и снова запускать и догонять игрушки. Ему понравятся разноцветные коврики, которые дают ему огромные возможности для исследования, он может трогать их и мять.

Выбрать развивающий коврик в Хабаровске можно от 1000 до 2000 рублей на сайте Фарпост в разделе «Дети и материнство в Хабаровске». Заводные игрушки можно купить от 100 рублей.

Как развивается ребенок в 7 месяцев и 4 недели

Эмоции ребенка в возрасте 7 месяцев и 4 недели становятся более очевидными. Ребенок уже может оценивать ситуацию и подражать капризному или плаксивому поведению. Есть и благородные проявления, например, если ребенок слышит какой-то плач, он тоже может начать плакать, как бы показывая свое сочувствие.

Как ни странно, но ваш ребенок, только начинающий постигать мир эмоций, уже многое берет от вас, от вашей манеры общаться с людьми и реагировать на окружающий мир.

Развитие мелкой моторики: что может ваш ребенок в 6 месяцев

В 6 месяцев ваш малыш уже может совершать следующие действия:

— Может перекладывать предмет из одной ручки в другую

— Самостоятельно держит бутылочку во время кормления

— Может поднять с пола мелкие предметы

— Может самостоятельно есть, держа еду в руке

— Хлопает в ладоши, указывает на предмет

Задержка развития ребенка

Поговорим о таком пугающем и беспокоящем явлении, как задержка развития ребенка. Из самого названия понятно, что это более медленное, чем обычно, освоение ребенком основных навыков, таких как, умение сидеть, ползать, ходить и говорить. Естественно, что каждый ребенок уникален и всех детей нельзя подогнать под единый шаблон. Есть всего лишь усредненные показатели, которые корректируются индивидуально.

Малыши обычно приобретают навыки в определенной последовательности в соответствии со своими наклонностями. Некоторые младенцы развивают свои моторные навыки раньше, (например, раньше начинают сидеть), а другие быстрее осваивают мелкую моторику (например, собирание мелких предметов). Некоторые из них медленно двигаются, но проговаривают звуки быстрее и чётче.

Каждый ребенок развивается по своему личному графику. Т.е. большинство детей со временем «догоняют» своих «продвинутых» сверстников, осваивая все необходимые умения и навыки.

Все вышесказанное не совсем относится к развитию недоношенных детей. Их временная шкала основана не на фактической дате рождения, а на сроке незаконченной беременности.

Не менее пристальное внимание надо уделить задержке речевого развития. Причин тут несколько — либо ребенок больше занят созерцанием и внимательно следит за окружающим миром, либо сказывается дефицит общения со взрослыми, либо имеются проблемы со слухом, либо развивается аутизм.

Задержки моторного развития могут быть связаны с проблемами позвоночника.

Прежде всего, надо развеять все домыслы по поводу задержки развития своего ребенка. Для этого полезно найти информацию о сроках речевого и психомоторного развития, а также о признаках его задержки. Запишите все свои наблюдения, которые, по вашему мнению, могут свидетельствовать о психомоторной или речевой задержке развития вашего малыша и проконсультируйтесь с врачом педиатром или логопедом соответственно.

Дополнительно можно еще раз обследовать слух и зрение вашего ребенка, хотя врач делает это регулярно при каждом его посещении вами.

Наконец, доверяйте своим инстинктам. Может быть, вашему ребенку просто нужно немного больше времени для освоения необходимых его возрасту навыков, но, тем не менее, держите этот вопрос под контролем.

Как развивается ребенок в 8 месяцев и 1 неделя

Ребенок в возрасте 8 месяцев и 1 неделя начинает период открытий и падений. Ничего не поделаешь — это неизбежная часть детства, хотя ваше сердце может замирать от страха, наблюдая, как ваш ребенок исследует окружающую его среду.

Главное, не ограничивайте пространство вашего малыша и не препятствуйте его желанию расти и развиваться. Однако, приложите все усилия, чтобы сделать ваш дом безопасным для ребенка. Теперь самое время расположить драпировки и шнуры вне досягаемости, закрыть острые углы журнальных столиков, переместить опасные комнатные растения на более высокое место, убрать под замок моющие средства, препараты и лекарства, закрыть электрические розетки. Если в доме есть ступеньки или лестницы, то закрыть к ним доступ для ребенка в верхней и нижней части каждой лестницы. Уберите подальше хрупкие, антикварные, дорогие сердцу предметы, с которыми ребенок может познакомиться в более сознательном возрасте.

Как развивается ребенок в 8 месяцев и 2 недели

У ребенка в возрасте 8 месяцев и 2 недели развитие интеллекта идет полным ходом. Он продолжает изучать окружающие его предметы, встряхивая их, ударяя ими, опуская и бросая их. Сейчас самое время начинать обучать малыша правильно пользоваться различными предметами. Например, показать, что с помощью расчески можно привести в порядок волосы, что стучать можно специальным молоточком, а колечки пирамидки одевать на стержень. Новые знания приведут ребенка в восторг, потому что он узнает, что лопаткой можно копать, дудочкой — свистеть, а если открыть коробочку, то можно найти лежащий в ней предмет или спрятать туда какой-нибудь свой.

В этом возрасте ребенку будут интересны предметы, которые имеют особые функции, такие, например, как телефон. Ребенок будет стараться копировать ваши действия с ним. Если у него не совсем получается приложить трубку к уху, помогите ему и сымитируйте короткий телефонный разговор. В течение следующих нескольких месяцев, ребенок начнет использовать предметы по назначению — расчесывать волосы, пить из чашки, и лепетать на своем игрушечном телефоне.

Как развивается ребенок в 8 месяцев и 3 недели

Зрение у ребенка в возрасте 8 месяцев и 3 недели по ясности и глубине восприятия объектов уже почти совсем такое же, как и у взрослого человека. Он уже может увидеть игрушку в противоположной стороне комнаты и попытаться подползти к ней. Радужная оболочка глаз тоже близка к своему окончательному цвету, если цвет глаз и будет в дальнейшем меняться, то совсем незначительно.

Двигательная активность ребенка

К 7 месяцам ваш малыш способен двигаться на коврике во всех направлениях. С вашей помощью он может удерживать часть своего веса на ножках. Он уверенно сидит и может сесть из положения лежа на животе. К полугоду ребенок должен уметь переворачиваться с животика на спинку и наоборот. Поддерживайте его усилия. К 7 месяцам ребенок уже может ползать или передвигаться на попке. К 8 месяцам многие дети уже встают на ножки, держась за кроватку и другую мебель. Если вы застали ребенка за этим занятием, удостоверьтесь, что у вас надежная мебель и ребенок не опрокинет ее на себя.

Выбираем игрушки: месяц восьмой

Идеальными являются пластмассовые игрушки, которые можно прикрепить на присосках к кроватке или стульчику малыша, а также маленькие легкие игрушки, которые малыш сможет катать по полу. Дайте ребенку музыкальные игрушки или такие, которые могут производить какие-то звуки, если их потрясти или нажать.

Как развивается ребенок в 8 месяцев и 4 недели

Ребенок в возрасте 8 месяцев 4 недели начинает стоять и делать первые шаги. Вы задаетесь вопросом, когда покупать ему первую обувь. Самое удивительное то, что пока ваш ребенок не начнет ходить по улице регулярно, педиатры не советуют одевать малышу никакую обувь. Вот поэтому ходьба босиком будет способствовать укреплению свода стопы и мышц ног в целом. Постарайтесь, чтобы малыш ходил по поверхностям с разными текстурами. Это поможет развить сенсорное восприятие ног и научит держать баланс и равновесие Также нормально для ребенка в этом возрасте плоскостопие и т.н. «медвежья» походка.

Читайте также:  Низкое давление при простуде

Изучение окружающего мира

Для изучения окружающих предметов, ваш ребенок активно пользуется ручками и, конечно же, ртом, пробуя мир «на зубок». Предлагайте ему игрушки и предметы, разные на ощупь, чтобы он чувствовал разницу ощущений: мягкий — твердый, гладкий — шероховатый, холодный — теплый и т. д. Вы можете усадить его в детский стульчик на кухне и предложить на выбор целую кучу новых вещей. Большие сухие макаронины, деревянная ложка и несколько кусочков моркови надолго привлечь к себе внимание маленького исследователя.

Возьмите ребенка в парк и покажите разные деревья и цветы. Если погода позволяет, прихватите с собой подстилку и позвольте малышу исследовать траву и листья (только не позволяйте совать эти сокровища в рот и не гуляйте там, где выгуливают собак).

Если вы собираетесь отправиться за покупками, не пожалейте лишнего времени на то, чтобы показать малышу новые предметы. Пусть он не спеша разглядит овощи и фрукт, блестящие упаковки и ряды звонких кружек и кастрюль на полках.

Как ускорить развитие ребенка

Каждый ребенок с самого рождения открыт к новой информации и познанию мира. Выполняя следующие действия, вы можете ускорить развитие своего ребенка:

  • Посадите ребенка на детский стульчик и расскажите ему о предметах, которые вас окружают.
  • Чаще разговаривайте с ребенком и давайте ему «высказаться». В своей речи наряду с нормальными словами и предложениями используйте звуки, похожие на те, что он издает.
  • Чаще держите перед ребенком зеркало, чтобы он в него смотрелся и изучал себя.
  • Прикрепите над кроваткой ребенка погремушки, чтобы в любое время он мог развивать двигательные навыки.
  • Если малыш пытается садиться сам, посадите его, подстраховав подушками.
  • Если малыш лежит на животике, поговорите с ним или покажите ему игрушку, чтобы он посмотрел наверх. Это поможет ему укрепить мышцы шеи и подготовит к ползанию.
  • Читайте ребенку простые книжки, показывайте картинки и объясняйте, что на них нарисовано, но не настаивайте, если крохе неинтересно.

Как развивается ребенок в 9 месяцев и 1 неделя

Ребенок в возрасте 9 месяцев и 1 неделя демонстрирует свое ревностное отношение к разлукам и поэтому вам трудно уезжать от ребенка на долгое время. Но так же трудно и брать малыша с собой в поездки, особенно когда ребенку уже 9 месяцев и он привык к своему окружению, к знакомым лицам и к своей обстановке.

В этом возрасте, ребенок не понимает смысл путешествий и поездок, но он понимает, что находится в новом, странном месте. Будьте готовы к его капризам, беспокойному поведению и плаксивости, прихватив с собой любимые книжки с картинками, разные шумовые игрушки, кубики, куклы-марионетки и, конечно же, соску-пустышку, а еще лучше несколько.

Как правило, любые поездки могут привести к нарушению чувства безопасности и защищенности, особенно при посещении незнакомых мест. Старайтесь не допускать тесного общения с незнакомыми малышу людьми или оставлять в окружении большого количества незнакомых людей.

Что же такое в психологии дефицит общения? Это, в первую очередь, его недостаток, неважно по качественным или количественным показателям, который вызван личностными характеристиками человека, устойчивыми трудностями в процессе налаживания и поддержания взаимоотношений с другими людьми. Сюда также можно отнести нежелание или неумение проявлять эмоции, отчужденность, чрезмерную застенчивость и необщительность, неумение грамотно выходить из критических ситуаций. Дефицит общения не может возникать просто так, обычно он имеет несколько причин.

Почему может возникнуть недостаток общения?

Если дефицит общения у взрослых, что делать? Выявить проблему, особенно со стороны, бывает не так-то и просто. Обычно они сопровождаются внутренним напряжением, какими-то личными проблемами. Например, это может быть агрессия, результат психологической травмы, перенесенные стрессы и страдания, низкая или, наоборот, чрезмерно высокая самооценка. Все эти проблемы и еще множество других вызывает недостаток в общении и внимании. Проблемой может стать и банальное неумение строить диалог и отношения с людьми. Зачастую эти проблемы могут крыться в глубинах детства, а также быть результатом неправильного воспитания. В современном мире решать такую проблему стало еще сложнее. Теперь внимание человека может быть полностью направлено на компьютерные технологии, где у людей появляется возможность проживать свою жизнь не в реальном, а в виртуальном мире. Нередко случаются такие ситуации, когда человек в социальных сетях создает себе образ того, кем хотел бы быть, но в реальном мире сталкивается с трудностями. Причиной нехватки общения может стать перенесенная психологическая травма после предательства или обмана. Человек просто перестает доверять окружающим, разрывает все контактны и запирается дома. Также виной дефицита общения могут стать специфические черты характера, которые могут быть неприятны другим людям. Это зависть, лживость, эгоизм и так далее. Отсюда появляются постоянные ссоры, неумение искать компромиссы. Тут появляются трудности в налаживании контактов, появляется неловкость, страх, негатив к окружающим так далее — это последствия дефицита общения.

Социализация

С самого раннего детства на уровень умения общаться с другими людьми влияет социализация человека. С самого рождения ребенок окунается в социум и учиться адаптироваться в обществе. Начинается процесс социализации с общения с родителями, с бабушками и дедушками, потом добавляются дяди и тети, сверстники, другие взрослые, детский сад, школа, университет и так далее. Каждый период жизни – это этап социализации, и дефицит общения с детьми пагубно сказывается на дальнейшем развитии ребенка. Если по каким-то причинам ребенок не отправляется в детский сад, он обязательно должен находится в компании других детей, и родители не должны избегать этого. Только чужие люди помогают ребенку адаптироваться в реальном мире, а не в том, который создают его родители. Дефицит общения со взрослыми у детей как раз и начинается из-за родителей, которые всячески оберегают свое чадо от контактов извне. Научиться строить здоровые отношения можно, только практикуясь. Мы формируем свой круг общения из тех людей, которые, как нам кажется, вписываются в наш мир. Мы развешиваем ярлыки направо и налево, совсем не думая о том, что каждый человек может быть достоин нашего внимания и совсем неважно, как он выглядит и чем занимается.

Что мешает нам избежать дефицита общения?

Каждый человек в какой-то период жизни сталкивался с некоторыми распространенными заблуждениями касательно людей. Если попробовать переступить через свои принципы, можно качественно разнообразить свою жизнь интересным общением.

Внешний вид

Каждый человек хоть раз в жизни произносил фразу: «внешность – это не главное», а друзья задумчиво кивали и соглашались в ответ. Что бы кто ни говорил, первое впечатление о человеке всегда базируется на внешнем облике, важно лишь не зацикливаться на этом и узнавать человека дальше. Нередко можно встретить человека безупречно одетого, но с пустотой внутри, и наоборот. Безвкусно одетый или неопрятный человек может с одинаковым успехом оказаться местным алкоголиком или известным музыкантом, которому просто-напросто плевать, что и как на нем надето. Тысячи вариантов, и вы никогда не узнаете правду, если пройдете мимо.

Люди со странностями

Все мы не без тараканов в голове. То, что может казаться привычным и нормальным для одних, может быть совершенно неприемлемым для других. Все мы росли в разных условиях, общались с разными людьми, усвоили свои принципы и правила жизни. Почему бы не научиться разрушать стереотипы и перестать считать всех подряд, у кого мнение не совпадает с вашим, ненормальными безумцами? В любом случае в современном мире понятие «нормально» очень размыто. У многих великих людей были свои тараканы в голове и заморочки, но это же не мешает нам считать их великими? Вы знали, что Черчилль каждый вечер перед тем, как ложится спать, менял постельное белье? Эйнштейн отказывался носить носки, а Бетховен не признавал бритья, считая, что это приносит ему вдохновение. Стив Джобс тоже любил ходить босиком, и вообще все вокруг считали его странным и ненормальным. А что вышло? Продолжать можно бесконечно, но факт остается фактом: странности ни о чем не говорят.

Вредные привычки

Мы зачастую априори относимся плохо к людям с вредными привычками. Курильщики для большинства людей неотесанные чурбаны, а любители выпить на вечеринках – беспробудные алкоголики. Но разве то, что человек пристрастился к сигарете, означает, что он плохой или глупый? Например, известный писатель Эдгар Алан По был суровым алкоголиком, который даже умер именно от спиртного, но он же написал книги, о которых знает фактически каждый житель планеты. Хемингуэй не представлял свой день без виски или вина, но это же не значит, что вы бы отказались пообщаться с ним, если бы такое было возможно? Смысла нет перечислять всех актеров, музыкантов, политиков, за которыми прячется грешок, связанный с употреблением наркотиков. Но ведь общество признает их нормальными!

Читайте также:  Как бороться с кашлем ночью

Попробуйте посмотреть на мир, как дети

Малыши всегда честны и искренни в своих поступках и словах, они не смотрят на социальное положение, внешний вид и так далее. Попробуйте и вы избавиться от привычки вешать ярлыки, загонять людей в рамки, несмотря на его манеру речи или какие-то странности. Зачем погружать себя в состояние дефицита из-за навязанных стереотипов?

Какие бывают виды дефицита общения

Факт остается фактом: каждому человеку необходимо самое простое человеческое общение, а его недостаток влечет за собой возникновение различных форм психических расстройств. Всего в психологии известно пять видов дефицита в общении, которое Э. Берн называл «голодом».

Первый тип – голод на стимуляцию

Данный тип характеризуется полным отсутствием коммуникаций в жизни человека. Психологи выяснили, что уже спустя пару дней сознание человека начинает меняться в негативную сторону. Особенно плачевно такое полное отсутствие общения для детей. Все это сказывается на растущем организме и малышу, когда он уже вырастет, будет сложно вписаться в общество «нормальных».

Второй тип – голод на узнавание

Данная категория характеризуется тем, что испытывает человек, когда попадает в непривычную для него обстановку. Даже в толпе людей человек может чувствовать полное одиночество и все так же испытывать потребность в общении. Особенно такое состояние знакомо человеку, когда он оказывается один в незнакомой стране. Тут недалеко и до депрессий.

Третий вид – голод на удовлетворение потребностей в качественном общении

Здесь уже речь не идет о полном отсутствии общения, здесь имеется в виду качество этого общения. Например, если человек контактирует с людьми только на работе, ограничиваясь формальным общением. Особенно присуща такая разновидность дефицита тем, кто имеет богатый внутренний мир, тонкую душевную натуру, но не имеет возможности выразить все это. В первую очередь, это творческие люди, которым тяжело смириться с тем, что жизнь протекает на таком примитивном уровне

Четвертый вид – голод на события

Если человека окружают интересные люди, и он постоянно находится в процессе общения, это еще совсем не значит, что он не будет испытывать потребность в чем-либо. Таким людям недостаточно других людей, им нужно, чтобы в жизни постоянно что-то происходило. Зачастую это носит негативный окрас, так как удовлетворяется потребность различными слухами и сплетнями.

Пятый вид – голод на признание

Все люди в той или иной степени жаждут славы и признания. Люди стремятся достигнуть высоких результатов в своей профессиональной сфере и делают они это не только для собственного спокойствия, но и для того, чтобы получить признание от других людей. Негативно голод признания может сказаться на тех людях, которые когда-то имели толпу поклонников, но в будущем потеряли былую славу.

Люди, которые имеют дефицит общения, нередко сами не осознают, в чем причина их постоянного недовольства, хронической депрессии и подавленности. Потребность в любом из видов дефицита испытывает каждый из нас в определенный период своей жизни.

Последствия

Последствия дефицита общения могут быть самыми разными. Это может пройти для человека незаметно и отразиться только на его настроении. В более тяжелых случаях все может закончиться депрессией или психозом. Для детей дефицит общения может обернуться проблемами в будущем, им будет сложно контактировать с людьми, ребенок может вырасти замкнутым и нелюдимым.

Татьяна Щербакова
Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребёнка

Влияние дефицита общения на социальное развитие ребёнка

Социальное развитие ребенка — процесс «впитывания» ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народа и окружающего общества. Главный источник этого развития – общение. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, — это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Взрослый показывает свои навыки и умения, как контактировать с одушевленными и неодушевленными объектами, с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение.

Социальное развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру [13, 34].

Л. С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие «социальной ситуации развития». Социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития.

Отсутствие или дефицит общения со взрослым вызывает явление социальной депривации. Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-Маугли.

Массу жестоких жизненных экспериментов на социальную депривацию поставила с детьми вторая мировая война. Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А. Фрейд, и С. Дан. Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, бывших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. А. Фрейд и С. Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло относиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок — приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы, — заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам — дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентрационном лагере отношения с окружающим миром людей [2, 21].

Похожую историю наблюдали И. Лангмейер и 3. Матейчек у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях и воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с игрушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2-3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство» [22, 39].

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности — человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это тот раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей [26].

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это первый акт общения, это не просто реакция, это — попытка воздействовать на взрослого.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек [24; 34]. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — и есть общение. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д. Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек.

Читайте также:  На 8 неделе беременности угроза выкидыша на

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Подробно специфику развития общения в дошкольном возрасте рассматривала в своих работах М. И. Лисина и сотрудники её лаборатории [24, 78].

Общение у детей, переживающих дефицит общения, развивается иначе, чем у их сверстников, живущих с любящими родителями.

Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого [29, 86].

М. И. Лисина утверждает, что у детей с дефицитом общения (например, воспитанников дома ребенка) отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами [14, 48].

Эмоционально нестабильное положение ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений. При наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании они не умеют налаживать общение с окружающими. При появлении нового человека у них не возникает привычной эмоциональной реакции, например чувства страха или радости, то есть они избегают эмоционального контакта. Встречается и другой тип реагирования — «прилипчивость» (стремление к физическому контакту)к новому человеку: дети «облепляют» его, стараются до него дотронуться, забраться на колени, обнять, погладить по голове, взять за руку, прижаться к нему.

Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы «кто вам больше нравится?», «что вы любите?», «какое настроение?» и т. п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить. Внеситуативное общение даже старших дошкольников интересует мало, ему они предпочитают тесные эмоциональные контакты со взрослым, оставаясь, таким образом, на самой первой стадии развития общения со взрослым. Однако очень быстро их даже такой интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправными и активными участниками дети не могут. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе и т. п. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения.

В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации, неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации.

Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих в основном ситуативный характер. Отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка. Описанные особенности поведения определяются не только дефицитом общения со взрослым и многочисленностью контактов со сверстниками, но и специфичностью последних. В детском доме ребенок постоянно взаимодействует с одной и той же довольно узкой группой сверстников. Это приводит к тому, что здесь отношения в группе складываются по типу родственных. С одной стороны, это положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности. Но, с другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения с незнакомыми людьми, способности адекватно оценивать свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

Как показывают исследования В. С. Мухиной, в условиях детского дома формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Они делят мир на «своих» и «чужих». От «чужих» они обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Хотя и внутри своей группы они также чаще всего обособлены [25, 145].

Описанные особенности эмоционально депривированных детей касаются в первую очередь тех, кто живет в закрытых детских учреждениях. Однако многие характеристики могут быть отнесены и к детям, воспитывающимся в семьях. В связи с этим в психологии, как уже отмечалось ранее, используется термин «маскированная депривация».

Внешними признаками социальных проявлений дефицита общения выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.

Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической ра-боты. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Итак, только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Дефицит общения взрослого с ребенком не просто задерживает формирование характерных для их возраста форм общения и взаимодействия с окружающими (змоционально-личностного, личностного, внеситуативного, но и способствует развитию принципиально иных механизмов, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружающим условиям.

Дети с нарушениями интеллекта в неблагополучных семьях: психическое, речевое, социальное, нравственное развитие ВОДВЕНКО ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА Социальный педагог МАДОУ «Волшебница» ЯНАО г. Лабытнанги, Россия, valechka.vdovenko@mail.ru КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:.

Консультация для педагогов «Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка с ОВЗ» Значение игры для психического развития детей с ОВЗ Долгое время о развитии ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму.

Консультация для родителей. Влияние неправильной речи окружающих на звукопроизношение ребёнка Причиной плохого звукопроизношения может явиться неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное.

Консультация для родителей «Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка» Говоря о здоровьесберегающих технологиях, как правило, подразумевают деятельность образовательных учреждений. Роль семьи, и в частности.

Квиллинг. Влияние на речевое развитие. Квиллинг-техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них картин. Квиллинг отлично развивает мелкую моторику. Учёные.

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться.

Родительское собрание «Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье дошкольников» Родительское собрание на тему: «Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье дошкольников» Автор: Козлова Марина Владимировна,.

Влияние музыки на развитие ребенка Многие родители задаются вопросом: а стоит ли учить ребенка музыке? На этот вопрос в музыкальной педагогике ответ один: конечно стоит. Ведь.

Влияние семьи на развитие ребёнка Актуальность проблемы влияния семьи на развитие ребёнка является одной из важнейших проблем воспитания. Родительская семья является важнейшим.

Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. И. Н. Лахненко, Д. Е.

Ссылка на основную публикацию
Дефицит железа и витамина д
Мы живем в скупой на солнце и тепло стране. Жаркое летнее солнце не в состоянии компенсировать 10 месяцев дождей и...
Деприм или афобазол что лучше
Войти Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal Recent Entries Archive Friends Profile Memories...
Дергает в шее слева
Если после тяжелой травмы или операции на позвоночнике прошло длительное время, но острая боль в шее не исчезла, избавиться от...
Дефицит общения со взрослыми приводит к задержке развития
Как развивается ребенок в 7 месяцев и 2 недели К настоящему времени вы, возможно, уже объяснили вашему ребенку, что телефон...
Adblock detector