Компенсаторные возможности центральной нервной системы

Компенсаторные возможности центральной нервной системы

  • Главная
  • Клиника
  • Услуги
  • Статьи
  • Контакты
  • Анализы
  • Беременность и роды
  • Беременность обзор
  • Бесплодие и репродуктивный статус
  • Бессонница и расстройства сна
  • Болезни желудочно-кишечного тракта
  • Болезни легких и органов дыхания
  • Болезни органов кровообращения
  • Болезни щитовидной железы
  • Боль в спине
  • Восстановительная медицина
  • Генитальный герпес
  • Гинекология
  • Головная боль
  • Грипп
  • Депрессия
  • Детская онкология
  • Детские болезни
  • Детское развитие
  • Заболевания молочных желез
  • Здоровое питание. Диеты
  • Здоровье и душевное равновесие
  • Из истории болезни
  • Иммунология
  • Импотенция (эректильная дисфункция)
  • Инфекции передаваемые половым путем
  • Кардиология
  • Кровеносная и лимфатическая система
  • Лейкемии
  • Лечение рака
  • Лимфогранулематоз
  • Маммология
  • Медицина в спорте
  • Менопауза
  • Микробиология, вирусология
  • Педиатрия (детские болезни)
  • Проблемная кожа
  • Путь к себе
  • Рак желудка
  • Рак молочной железы (рак груди)
  • Рак ободочной, прямой кишки и анального канала
  • Рак предстательной железы (рак простаты)
  • Рак тела матки
  • Рак шейки матки
  • Рак яичников
  • Сахарный диабет
  • Сексология и психотерапия
  • Сексуальная жизнь
  • Современная контрацепция
  • Урология
  • Уход за кожей
  • Факты о здоровом старении
  • Химиoтерапия
  • Школа здоровья
  • Эндокринология
Саногенетические механизмы при патологии нервной системы
Автор: http://www.eurolab.ua/
02 Июня 2011

Глубокое понимание саногенетических механизмов при патологии нервной системы — залог успешности реабилитационных мероприятий. Саногенетические механизмы направлены на приспособление (адаптацию) к окружающей среде на качественно новом уровне, если в организме имелся или имеется патологический процесс.

Как показал многолетний опыт клинического и экспериментального изучения патологии нервной системы, саногенетические механизмы, которые в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности обеспечивают приспособительный эффект, а в патологии — восстановление нарушенных функций, личного и социального статуса больных, — это реституция, регенерация, компенсация и иммунитет.

Реституция — процесс восстановления деятельности обратимо поврежденных структур. При патологии нервной системы реституционные изменения происходят в нервных клетках, нервных волокнах и структурных элементах нейродистрофически измененных органов и тканей. Реституционные механизмы осуществляются в основном благодаря проницаемости и возбудимости мембран, нормализации внутриклеточных окислительно-восстановительных процессов, активации ферментных систем, следствие этого — нормализация биоэнергетической и белково-синтезирующей деятельности клеточных структур и восстановление проводимости по нервным волокнам и синапсам.

Активации морфологически сохранных, но функционально бездеятельных структур, находящихся в состоянии глубокой депрессии, в значительной степени могут содействовать физические факторы и средства ЛФК, которые:

  • усиливают рассасывание деструктивных тканей, инфильтратов, гематом, рубцов и спаек;
  • стимулируют метаболизм в денервированных мышцах, нормализуют мышечный тонус, восстанавливают функции тазовых органов;
  • повышают защитные силы организма.

Известно, что при использовании физических упражнений в качестве лечебного фактора в мышцах усиливается ресинтез гликогена и белков, утилизация азота, потребление кислорода. Тренировки пассивными и активными движениями — это мощные афферентные и эфферентные стимулы, способствующие растормаживанию нейронов в зоне функциональной асинапсии и развитию новых путей передачи импульсов.

Важным достижением последних лет в реабилитации стало осознание роли феномена «learned non-use» («разучился использовать»). Этот термин имеет отношение к анатомически сохранным нервным цепям, выключенным после длительного периода бездействия. Подобно мышцам, которые гипотрофируются, если не принимают участия в движениях, нервные цепи теряют свои функции. Но, как показали исследования, это обратимый процесс: с помощью интенсивных тренировок (физических упражнений) можно восстановить функции нервных цепей даже после десятилетий паралича.

В последнее время активно развиваются методики коррекции движений путем многоканальной функциональной электрической стимуляции мышц в точном соответствии с естественной программой их возбуждения и сокращения в двигательном акте. В качестве источника биологической обратной связи (БОС) используется угол сгибания в одном из суставов конечности, где существует тесная корреляция с параметрами биоэлектрической активности мышц в норме. Многие аппараты для электростимуляции соединяют с устройствами для проведения восстановительного лечения (например, велотренажером).

Истинное восстановление функций, например после инсульта, возможно лишь в первые 6 мес. Обеспечивается оно «растормаживанием» функционально неактивных нервных клеток, в том числе в зоне «ишемической полутени», и обусловлено исчезновением отека, улучшением метаболизма нейронов, восстановлением деятельности синапсов.

Регенерация — это структурно-функциональное восстановление целостности поврежденных тканей и органов вследствие роста и размножения специфических элементов тканей. Как один из саногенетических механизмов регенерация имеет важное значение в восстановительных процессах при патологии нервной системы, при этом происходит:

  • регенерация элементов нервной ткани;
  • регенерация тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, кожной, костной и др.) в нейродистрофически измененных органах.

Эти процессы относятся к репаративной регенерации, которая рассматривается как следствие интенсификации физиологической регенерации с определенным ее видоизменением под действием различных патогенетических факторов. При патологии нервной системы репаративной регенерации подвержены различные ткани, которые по основному типу регенерации подразделяют на три группы:

а) с клеточной регенерацией (эпителиальная, соединительная, костная и др. ткани);

б) с клеточной и внутриклеточной регенерацией (мышечная и глиальная ткани, вегетативная нервная система);

в) только с внутриклеточной регенерацией (ганглиозные клетки ЦНС).

Можно предположить, что при патологии ЦНС внутриклеточные регенеративные изменения ганглиозных клеток определяют возможность усиления ветвления окончаний и дендритов сохраненных невронов, что и сопровождается реиннервацией структур и функциональным восстановлением.

Некоторые физические факторы способны ускорить рост проводников в зоне повреждения спинномозговых структур (например, при спинальной травме), оказать влияние на направление роста аксонов.

Импульсная проводимость улучшается под воздействием электрофореза антихолинэстеразных средств, био- и нейростимуляторов (прозерина, галантамина и др.). Установлено активное влияние постоянного тока на регенерацию нервных волокон. Возможно, это связано с тем, что гальванизация позвоночника вызывает ионное возбуждение, сходное с процессом распространения нервного импульса.

Повышение концентрации биологически активных веществ в зоне воздействия усиливает биосинтез. Под влиянием интерференционных токов активируются процессы регенерации нервной и костной тканей. При этом повышается деятельность тканевых ферментов, нормализуется метаболизм белков и нуклеиновых кислот.

Регулярная эксплуатация синапса методом ритмичного возбуждения нерва и сокращения его электрическим током поддерживает рабочий тонус мышцы и способствует регенерации нервного волокна, иннервирующего эту мышцу. Под воздействием средств ЛФК происходят выраженные гуморальные сдвиги с активацией гормонов, ферментов, ионов кальция и калия.

Пассивные и активные движения сопровождаются афферентными и эфферентными импульсами и способствуют регенерации тканей в очаге поражения. В то же время надо помнить, что интенсивное, истощающее возбуждение ведет к отложению аммиака в нервной ткани, изменяет обмен белков в сторону катаболизма, вызывает структурные перестройки белковых молекул, снижает уровень гликогена и АТФ в мозговых структурах.

Компенсация — процесс, объединяющий сложные и многообразные реакции по функциональному замещению или возмещению утраченных или недостаточных функций. П.К. Анохин (1975) сформулировал общее теоретическое положение о принципах компенсаторных реакций организма, среди которых:

  • сигнализация дефекта;
  • прогрессивная мобилизация механизмов;
  • непрерывное обратное афферентирование компенсаторных приспособлений;
  • санкционирующая афферентация;
  • относительная устойчивость компенсаторных приспособлений.

Эти принципы могут быть применены к компенсаторным процессам, развивающимся при поражении различных органов, в частности при инсульте. Так, парез или паралич нижней конечности вызывает нарушение равновесия и ходьбы. Это влечет за собой изменение сигнализации от рецепторов вестибулярного аппарата, проприоцепторов мышц, рецепторов кожи конечностей и туловища, а также от зрительных рецепторов (принцип сигнализации дефекта). В результате переработки этой информации в ЦНС функция определенных моторных центров и мышечных групп меняется таким образом, чтобы восстановить в той или иной степени равновесие и сохранить возможность передвижения, хотя и в измененном виде. По мере увеличения степени повреждения сигнализация о дефекте может нарастать, тогда в компенсаторные процессы вовлекаются новые области ЦНС и соответствующие им мышечные группы (принцип прогрессирующей мобилизации запасных компенсаторных механизмов). В дальнейшем, по мере эффективной компенсации или устранения самого поражения, состав афферентного импульсного потока, поступающего в высшие отделы нервной системы, меняется, соответственно выключаются определенные отделы этой функциональной системы, ранее участвовавшие в компенсаторной деятельности, или включаются новые ее компоненты (принцип обратной афферентации этапов восстановления нарушенных функций). Сохранение достаточно стабильного анатомического дефекта после выздоровления будет давать о себе знать определенной комбинацией афферентации, поступающих в высшие отделы нервной системы, которые на этой основе обеспечат образование стабильной комбинации временных связей и оптимальную компенсацию, т.е. минимальную хромоту при данном поражении (принцип санкционирующей афферентации).

Компенсация, как и любая другая долговременная адаптационная реакция, может проходить четыре основные стадии.

  • Стадия срочной компенсации: компенсаторная гиперфункция специфической компенсирующей функциональной системы, выраженный синдром стресса. Если другие приспособительные реакции пораженного организма быстро ликвидируют функциональный дефект, то компенсаторные процессы ограничиваются этой стадией.
  • Переходная стадия от срочной компенсации к долговременной: сочетание компенсаторной гиперфункции и синдрома стресса с активацией синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках специфической компенсирующей функциональной системы и формированием системного структурного следа. По мере развития этой стадии функциональный дефект, вызванный поражением, синдром стресса, дефицит энергии в клетках компенсирующей системы постепенно ликвидируются.
  • Стадия устойчивой долговременной компенсации: ликвидация или значительное уменьшение функционального дефекта, наличие сформировавшегося структурного следа в компенсирующей функциональной системе и минимальная активация синтеза белка в клетках этой системы, необходимая для обновления увеличивающейся массы структур.
  • Стадия функциональной недостаточности может развиваться при большом первоначальном функциональном дефекте, а также в результате дополнительных поражений организма.

На этой стадии происходит переход компенсаторного процесса в декомпенсацию за счет двух основных механизмов:

  • при большой гипертрофии рост клеток несбалансирован и сопровождается избирательным отставанием массы структур, ответственных за ионный транспорт, энергообеспечение и использование энергии для осуществления физиологической функции;
  • после длительного периода гиперфункции и гипертрофии в нервной системе, эндокринных железах и исполнительных органах может развиться своеобразный комплекс локального изнашивания: снижение синтеза нуклеиновых кислот и белков, нарушение обновления структур, гибель части клеток и развитие органного склероза.

Формирование компенсаторных процессов при любом поражении организма во многом зависит от его предшествующего состояния и может быть стимулировано различными факторами. Наличие у человека многообразных двигательных навыков и развитие их в процессе тренировочных занятий способствуют компенсации при поражениях нервной системы. У лиц, тренированных физическими нагрузками, компенсация протекает более совершенно.

Э.А. Асратян выделяет три вида влияния коры, способствующих компенсаторной перестройке нижележащих отделов ЦНС:

  • нисходящее влияние коры, определяющее возбудимость, лабильность, тонус и работоспособность подкорковых центров;
  • безусловнорефлекторная деятельность коры, обеспечивающая совершенство осуществления безусловных рефлексов;
  • условнорефлекторная деятельность коры, ее способность образовывать новые условные рефлексы, с помощью которых достигается наиболее совершенная компенсация.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить три возможные структуры, которые обеспечивают компенсацию функций у больных с поражением нервной системы:

  • сохранившиеся элементы поврежденной структуры;
  • структуры, близкие в функциональном отношении;
  • дополнительные структуры и механизмы.

Заместительные механизмы с вовлечением этих трех структур нередко выступают содружественно в компенсаторном акте, однако более вероятно их последовательное включение. Компенсация функций при различных поражениях нервной системы может стать фактором, закрепляющим восстановительные механизмы, возникающие в связи с реституцией и регенерацией, или основным фактором возмещения или замещения утраченных функций. Клиническое значение процесса компенсации в восстановлении нарушенных функций велико, поскольку в отличие от процесса реституции компенсаторные механизмы могут протекать в течение значительно более длительного времени и совершенствоваться под влиянием физической тренировки.

Компенсация нарушенных функций — это активный процесс, в ходе которого организм человека использует сложный комплекс различных, наиболее целесообразных в данной ситуации реакций, обеспечивающих наибольшую степень управляемости сегментами тела с целью оптимальной стратегии и тактики во взаимоотношениях с внешней средой.

В процессе функциональной перестройки, направленной на компенсацию нарушенных функций, нервная система проявляется как единое целое посредством рефлекторных механизмов различной сложности, замыкающихся соответственно на разных ее уровнях:

а) вегетативные ганглии;

б) интегративно-координаторный аппарат спинного мозга;

в) анализаторно-координаторный аппарат различных анализаторов;

г) система анализаторов.

У больных с патологией нервной системы компенсаторные механизмы проходят, с точки зрения О.Г. Когана и др. (1988), следующие этапы: включение, формирование, совершенствование и стабилизацию.

Период включения начинается непосредственно после повреждения мозга. Вероятно, инициальный его момент — это отсутствие соответствующей афферентации в расположенные выше отделы ЦНС как специфическими, так и неспецифическими проводящими путями.

  • Формирование компенсации физиологически связано с поиском модели компенсаторного механизма, необходимого для замещения данной нарушенной функции. Организм человека в отличие от робота осуществляет активное решение подобной задачи не методом «проб и ошибок», а путем прогнозирования вероятного и потребного будущего, в связи с чем в компенсаторный механизм сразу же включаются те системы, которые с наибольшей вероятностью и целесообразностью смогут компенсировать данный структурно-функциональный дефект.
  • Период совершенствования компенсаторных механизмов наиболее длителен и продолжается в течение всего восстановительного и резидуального периодов. Длительная тренировка компенсаторных механизмов (передвижение с помощью костылей, манипулятивная деятельность, контроль мочеиспускания и пр.) может обеспечить достаточную компенсацию утраченных функций, однако на определенной стадии дальнейшее совершенствование сложных рефлекторных механизмов уже не приводит к существенному изменению, т.е. наступает стабилизация компенсации.
  • В период стабилизации компенсации происходит динамически устойчивое уравновешивание организма человека с определенным структурно-функциональным дефектом во внешней среде. Необходимое условие устойчивости компенсаций, возникающих при патологии нервной системы, — регулярная тренировка и использование компенсаторных механизмов (передвижение с помощью костылей, палочки, самостоятельно, самообслуживание, производственная деятельность и др.).

Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность основных саногенетических механизмов (реституции, регенерации и компенсации) обеспечивают определенную степень восстановления физиологических функций организма и приспособления человека к окружающей среде с выполнением соответствующих социальных функций (трудовая деятельность, обучение, общение, само- и взаимообслуживание и др.). На восстановление именно этих основных саногенетических процессов должны быть направлены реабилитационные мероприятия, чтобы содействовать стимуляции реституционных, регенеративных и компенсаторных механизмов восстановления структуры и функции у больных с поражением нервной системы.

ЛЕТНИЕ ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ

АКЦИЯ. ЛЕТНИЕ ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ

Курсы повышения квалификации

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Объявления для пациентов
  3. Разговор с родителями
  • Главная
  • О компании
  • Специалисты
  • Лицензии
  • История
  • Достижения
  • Миссия и ценности
  • Ключевые партнеры
  • Социальная ответственность
  • СМИ о нас
  • PrimaMedia «Врачи из Тоттори . «
  • «Владивосток» — «Болезни родом из детства»
  • Золотой Рог «Наладить бизнес с Японией . «
  • PrimaMedia «Возвращать душевное равновесие . «
  • Консультации специалистов
  • Стоимость услуг
  • Вопрос-ответ
  • Лечение алкоголизма
  • Медицинские справки
  • Инъекции диспорта
  • Генетические исследования детей
  • Медицинская помощь на дому
  • Диагностические исследования
  • Запись для консультации
  • Оздоровительные программы
  • Программа «В японских традициях красоты и долголетия»
  • Восточные методы лечения
  • Программа омоложения, Индия
  • Программа снижения веса, Индия
  • Голодание ради молодости и красоты
  • Аюрведическая программа в Индии
  • ТАЙВАНЬ
  • Индия. Пластическая хирургия (Госпиталь COLUMBIA ASIA)
  • Особенности лечения в Тайланде
  • Лечение болезни Паркинсона в “Columbia Asia” (Индия)
  • Нейрохирургическое отделение Columbia Asia Hospital
  • Анонс — медицинским туризм в Японию
  • Анонс — Онсэны в Тоттори
  • Япония, программа лечения на источниках
  • Фотогалерея курортов Японии
  • Санаторно-курортное лечение в Японии
  • Погода в Японии
  • Медицина на Хоккайдо
  • Лечение в медцентрах Сингапура
  • Специализированные центры
  • Пакеты обследования
  • Азалия (курорт «Пайн Рич»)
  • Эндопротезирование коленного сустава
  • Клиника пластической хирургии — Арымдаун нара
  • Госпитали Кореи
  • Погода в Ю. Корее
  • Конференции
  • Новости «Неврон»
  • Школы для врачей
  • Статьи
  • Беспокойство ребенка
  • Прогнозирование рождения детей с ЦНС
  • Таблица риска рождения детей с ВПР ЦНС
  • Электронейромиография
  • Лечение в Тайланде
  • Генетические тесты
  • Разговор с родителями
  • Отчёты о результатах медицинских экспедиций в село Красный Яр
  • Собрание ГД ООН 2016
  • Нейрохирургам и ортопедам
  • Пластическим хирургам
  • BL, Тэгу, Южная Корея
  • HIM Medicals, Шеньчжэнь, Китай
  • Специалисты МЦ «Неврон»
  • Невролог — Михайличенко Н.В.
  • Невролог — Пак Т.В.
  • Невролог — Овчинникова А.А.
  • Невролог — Собокарь О.А.
  • Нейрохирург — Потапов М.С.
  • Нейропсихолог — Гончар Д.С.
  • Психиатр-нарколог -Черняк Н.И.
  • Психиатр — Прищепа С.В.
  • Международный отдел
  • Рук. отдела — Васильева О.И.
  • Администрация
  • Директор МЦ «Неврон»
  • Администратор
  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Разговор с родителями

Необходимость ранней диагностики врождённых пороков развития центральной нервной системы

Уважаемые родители, от Вашего внимания к своему ребёнку с первых дней его жизни и по мере развития зависит насколько своевременно можно помочь ему, обратившись во время к специалистам.

Врачи медицинского центра «Неврон» готовы оказать консультативно-диагностическую помощь различных неврологических расстройств, в том числе врожденных пороков головного или спинного мозга.

В современных условиях нашего общества, когда на организм человека оказывают воздействие неблагоприятные факторы внешней среды, социально-экономические кризисы, техногенные перегрузки возрастает значение раннего выявления врожденных пороков развития (ВПР) у детей для своевременного лечения.

В настоящее время во всем мире увеличилось число случаев рождения детей с пороками развития независимо от уровня культурно-экономического развития страны.

Известно, что детская инвалидность в 60% случаев обусловлена именно данной патологией. Врожденные пороки развития центральной нервной системы (ЦНС) занимают второе место по частоте встречаемости среди всех пороков организма.

Что же такое врожденные пороки развития?

Это стойкие морфологические изменения органа или системы, приводящие к нарушению функции, выходящие за пределы вариаций нормы и возникающие внутриутробно в результате нарушения развития эмбриона или плода, а также после рождения ребенка вследствие нарушения дальнейшего формирования органов.

Часть пороков не представляет больших трудностей в диагностике, т.к. грубые внешние дефекты настолько очевидны, что не вызывают сомнения.

Более сложные ситуации возникают при скрытых пороках, для обнаружения которых требуется проведение специальных исследований (нейросонографии, магнитно-резонансной томографии и др.), позволяющих видеть анатомические образования головного или спинного мозга.

До появления такого вида диагностики стояла большая проблема, так называемых, «диагностических масок».

Такая ситуация от части существует до сих пор и заключается в том, что детям ставятся шаблонные диагнозы «перинатальная энцефалопатия», «детский церебральный паралич», «олигофрения», «задержка психомоторного развития» и др.

Эти диагнозы, по сути, не раскрывают причину имеющегося состояния у ребёнка. Почему это происходит?

Причина такого положения вещей – отсутствие комплексного обследования ребенка с неврологическими нарушениями, а также низкое финансовое положение семей, не позволяющее проводить специальное обследование.

Такая ситуация не улучшает прогноз для ребёнка с пороком ЦНС и возможность оказания своевременной терапевтической, нейрохирургической помощи и психологической коррекции.

По своим исходам ВПР неоднозначны, часть из них несовместима с жизнью и приводит к смерти. Другая часть настолько извращает функцию, что в конечном итоге ведёт к инвалидности с детства.

В то же время существуют такие формы ВПР, которые совместимы с жизнью и при соответствующей своевременной помощи врача невролога позволяют ребёнку вести обычный образ жизни.

Какие аномалии ЦНС наиболее часто встречаются?

К основным врожденным порокам ЦНС относятся: анэнцефалия, цефалоцеле, гидроцефалия, микроцефалия, агенезия мозолистого тела, субарахноидальные кисты, шизэнцефалия, аномалия Арнольда-Киари, порэнцефалия, голопрозэнцефалия, spina bifida.

Пороки развития ЦНС различаются в зависимости от времени воздействия патологического фактора и характеризуются чрезвычайным многообразием симптомов, характер которых зависит от локализации и тяжести поражения ЦНС.

При наличии у ребенка такой симптоматики как задержка психомоторного и речевого развития, судороги, умственная отсталость, двигательные нарушения по типу детского церебрального паралича, в первую очередь нужно исключить врожденный порок ЦНС.

Главная причина трудностей, с которой сталкиваются специалисты при обнаружении неврологических расстройств у детей с ВПР ЦНС, заключается в огромном разнообразии симптомов.

Могут ли аномалии развития нервной системы клинически впервые проявляться в школьном возрасте?

Существуют различные виды врожденных пороков ЦНС, которые никак себя не обнаруживают до определенного момента.

Это часто бывает связано с тем, что родители не обращают внимания на начальные клинические проявления пороков.

Клиническая картина неврологических расстройств у таких детей чаще всего начинает разворачиваться в школьном возрасте, когда компенсаторные возможности головного мозга исчерпывают себя. Это начинает находить отражение в школьной неуспеваемости, снижении памяти, внимания, мышления, неусидчивости и др.

Кроме того, возможно появление и более серьёзных симптомов, таких как судороги, головная боль, головокружение, нарушение походки, координации и др. Поэтому, рекомендуем Вам не пренебрегать профилактическими осмотрами невролога.

Какие используются методы для диагностики врожденных пороков ЦНС?

В качестве методов исследования ВПР ЦНС у детей грудного возраста с неврологической симптоматикой показано ультразвуковое исследование головного мозга (нейросонография).

При наличии стойкого неврологического дефекта у детей разного возраста показана магнитно-резонансная томография (МРТ), компьютерная томография (КТ), позитронно-эмиссионная томография головного или спинного мозга.

Как известно, аномалии строения нейрональной ткани сопровождаются и аномалиями системы кровоснабжения головного мозга, изучение которых стало возможным после внедрения в клинику метода транскраниальной допплерографии.

Большое значение имеют данные осмотра окулиста. После проведения необходимого комплекса обследований врач планирует ход лечения ребёнка и его социальную адаптацию.

Врожденные пороки у ребенка всегда создают драматическую ситуацию и формируют экономические затраты в семье, нарушая её гармонию.

В медицинском центре «Неврон» мы применяем индивидуальный подход к каждому ребёнку с пороком ЦНС, так как каждый случай индивидуален и требует отдельного комплексного рассмотрения.

Приём ведёт кандидат медицинских наук, врач невролог Кашина Евгения Викторовна.

Забота о ребёнке с аномалией развития обычно требует больших сил, напряжения и терпения.

Чтобы устроить жизнь ребёнка наилучшим образом, необходима настоящая мудрость. Но переживания и недостаток опыта мешают родителям. Они тоже нуждаются в совете и помощи и, безусловно, могут на это рассчитывать, как со стороны лечащего врача ребёнка, так и других специалистов медицинского центра «Неврон».

Приём ведёт клинический психолог Гончар Денис Сергеевич.

Забота о ребёнке – это не только ваша любовь, но и понимание его, а также своевременное принятие всех необходимых мер для сохранения его здоровья.

В тех случаях, когда имеется “поломка” какого-либо механизма мозга, процесс развития и обучения нарушается. “Поломка” может произойти на разном уровне: могут быть нарушены ввод информации, ее прием, переработка и т.д. Например, поражение внутреннего уха с развитием тугоухости обусловливает снижение потока звуковой информации. Это приводит, с одной стороны, к функциональному, а затем и к структурному недоразвитию центрального (коркового) отдела слухового анализатора, с другой — к недоразвитию связей между слуховой зоной коры и двигательной зоной речевой мускулатуры, между слуховым и другими анализаторами. В этих условиях оказываются нарушенными фонематический слух и фонетическое оформление речи. Нарушается не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка. В результате значительно затрудняется процесс его обучения и воспитания.

Таким образом, недоразвитие или нарушение одной из функций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций. Однако мозг располагает значительными компенсаторными возможностями. Мы уже отмечали, что неограниченные возможности ассоциативных связей в нервной системе, отсутствие узкой специализации нейронов коры головного мозга, формирование сложных “ансамблей нейронов” составляют основу больших компенсаторных возможностей коры головного мозга.

Резервы компенсаторных возможностей мозга поистине грандиозны. По современным расчетам, человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации; это означает, что каждый из нас в состоянии запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов библиотеки. Из имеющихся в мозге 15 млрд клеток человек использует лишь 4 %. О потенциальных возможностях мозга можно судить по необычайному развитию какой-либо функции у талантливых людей и возможностям компенсации нарушенной функции за счет других функциональных систем. В истории различных времен и народов известно большое число людей, обладавших феноменальной памятью. Великий полководец Александр Македонский знал по имени всех своих солдат, которых в его армии насчитывалось несколько десятков тысяч. Такой же памятью на лица обладал А. В. Суворов. Поражал феноменальной памятью главный хранитель библиотеки в Ватикане Джузеппе Меццофанти. Он знал в совершенстве 57 языков. Моцарт обладал уникальной музыкальной памятью. В возрасте 14 лет в соборе св. Петра он услышал церковную музыку. Ноты этого произведения составляли тайну папского двора и хранились в строжайшем секрете. Молодой Моцарт весьма простым способом “похитил” этот секрет: придя домой, он по памяти записал партитуру. Когда много лет спустя удалось сопоставить записи Моцарта с подлинником, то в них не оказалось ни одной ошибки. Исключительную зрительную память имели художники Левитан и Айвазовский.

Известно большое число людей, обладающих оригинальной способностью к запоминанию и воспроизведению длинного ряда цифр, слов и т.д.Приведенные примеры наглядно демонстрируют неограниченные возможности мозга человека. В книге “От мечты к открытию” Г.Селье отмечает, что в коре мозга человека заключено столько мыслительной энергии, сколько физической энергии содержится в атомном ядре.

Большие резервные возможности нервной системы используются в процессе реабилитации лиц с теми или иными отклонениями в развитии. При помощи специальных приемов дефектолог может компенсировать нарушенные функции за счет сохранных. Так, в случае врожденной глухоты или тугоухости ребенка можно обучить зрительному восприятию устной речи, т. е. считыванию с губ. В качестве временного заместителя устной речи может быть использована дактильная речь. При повреждении левой височной области человек теряет способность понимать обращенную к нему речь. Эта способность может быть постепенно восстановлена за счет использования зрительного, тактильного и других видов восприятия компонентов речи.

Таким образом, дефектология строит свои методы работы по абилитации и реабилитации больных с поражениями нервной системы на использовании огромных резервных возможностей мозга.

4. КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИ

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2 — 3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются “нейронные ансамбли”, которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное Развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается Ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития указанных функций. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т. е. выделению себя из окружающего мира. До 2 — 2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.В возрасте 5 — 7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство “психологической дистанции” в отношениях со взрослыми. В то же время еще недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить “срывы” нервной деятельности. Результатом таких “срывов” может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

В возрасте 12 — 16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Так, у девочек начинаются менструации. У мальчиков наблюдаются поллюции (семяизвержение), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера.Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету. Они становятся заносчивыми и самоуверенными.Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.Нежелательные проявления особенно ярко выражены у подростков с теми или иными нарушениями нервной системы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). Такие асинхронии часто наиболее ощутимо проявляются именно в периоды возрастных кризов

Педагог-дефектолог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры предупреждения тех нежелательных явлений, которые иногда возникают во время критических периодов развития. В том случае, если во время таких кризов у конкретного ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо провести определенные медицинские и коррекционно-воспитательные воздействия.

Есть основание полагать, что к 18—20 годам формирование нервной системы завершается. Например, картина электрической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних людей и лиц более старшего возраста примерно одна и та же.

Читайте также:  Клацид при тонзиллите
Ссылка на основную публикацию
Компартмент синдром это
КОМПАРТМЕНТ-СИНДРОМ: ДИАГНОСТИКА, КЛИНИКА, ЛЕЧЕНИЕ В генезе расстройств регионарного кровотока при травмах конечности в зарубежной литературе значительная роль отводится компартмент-синдрому (КС)....
Колоноскопия мариинская больница
+7 (495) 530-32-68 / +7 (495) 530-33-97 Справочная служба +7 (495) 530-31-86 Консультативно-диагностический центр Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы...
Колоноскопия осложнения после процедуры
25 февраля, 2020 Что такое колоноскопия? Что такое виртуальная колоноскопия? Почему врачи используют колоноскопию? Скрининг рака толстой кишки и прямой...
Компенсаторные возможности центральной нервной системы
Главная Клиника Услуги Статьи Контакты Анализы Беременность и роды Беременность обзор Бесплодие и репродуктивный статус Бессонница и расстройства сна Болезни...
Adblock detector