Прикорм для новорожденного

Прикорм для новорожденного

Разговор о введении прикорма часто вызывает у мам первенцев непреодолимый внутренний трепет. Появляется та же растерянность, что и в первые дни после родов. Вспомните, сколько вопросов о кормлении грудью было у вас, сколько противоречивых советов сыпалось с разных сторон, каким непонятным и неожиданным было поведение новорожденного и как вы волновались, снова и снова задавая себе вопрос: «а все ли я делаю правильно?». Однако пробежали первые месяцы, вам удалось наладить грудное вскармливание, вы почувствовали себя гораздо увереннее в роли матери. И вот — снова волнения! Как правильно вводить прикорм? Чем лучше кормить ребенка? С чего начать? И главное — когда, ну когда же начинать его вводить?

У вас растет грудничок!

К сожалению, подавляющее большинство детишек в нашей стране находятся на искусственном вскармливании. Дорогие мамы грудничков! Очень важно понимать существенную разницу между физическим развитием «искусственника» и ребеночка, растущего на грудном молоке. У детишек, питающихся смесями, желудочно-кишечный тракт развивается иначе, чем у ваших. Очень долго такие детки не способны полноценно и без риска для здоровья усваивать ту еду, которую едят все. Для постепенного перехода со смесей на «живую» пищу используется специальное детское питание, адаптированное к потребностям и особенностям развития малышей-искусственников. Если вы кормите ребенка грудью — у него нет необходимости в пище, адаптированной под нужды «искусственников»! Смело прикармливайте ваших грудничков тем же, чем их прикармливали тысячелетиями — настоящими свежими продуктами. Помните, что детское питание изобретено одновременно с заменителями женского молока и по-настоящему необходимо только тем деткам, которые получают смеси. (Подробнее почитать о разнице между материнским молоком и искусственным питанием вы можете в «Пособии по грудному вскармливанию», разделы «Проблемы, связанные с искусственным вскармливанием», «Для чего мы кормим малышей грудью?», а также в книге американского педиатра Уильяма Сирса «Ваш малыш от рождения до двух лет» в разделе «Компоненты женского молока»).

Прикорм грудничка: тише едешь — дальше будешь

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) призывает начинать знакомство со взрослой пищей не ранее исполнения младенцу 6 месяцев. Именно этот возраст является абсолютно минимальным для начала введения прикорма. До этого в рационе детки присутствует только женское молоко, причем кормление организуется в соответствии с основными принципами естественного вскармливания:

  • грудь дается ребеночку так часто, как он просит;
  • мама не предлагает вместо груди для сосания посторонние оральные объекты (пустышки, соски, бутылочки. );
  • присутствуют ночные кормления (не менее трех за ночь);
  • грудь не забирается у малыша раньше, чем он сам ее выпустит изо рта.

При таком режиме кормлений женское молоко обеспечивает на 100% все потребности ребенка.

Многие малыши, однако, и к 6 месяцем не готовы переваривать что-то кроме маминого молока. Причиной могут быть тяжелые или неестественные роды, болезни крохи, риск возникновения аллергии, общая незрелость нервной системы, замедленное двигательное развитие, отсутствие полноценного кормления женским молоком в прошлом (ребенок был на смешанном вскармливании в каком-то возрасте, находился в роддоме отдельно от мамы, отсутствовало первое прикладывание к груди сразу после родов и т.п.), а также некоторые другие. Если ваш малыш не хочет есть другую еду и в 8, и в 10 месяцев, и при этом активен, весел, прибавляет в росте и весе — в этом нет ничего страшного! Продолжайте кормить его вашим молоком в полной мере и ждите, когда дозреют те функции организма, которые отвечают за усвоение взрослой пищи.

ВОЗ предлагает следующие темпы увеличения объема прикорма : если он был начат в 6 месяцев, то к году другая еда должна составлять примерно 25% от общего рациона крохи. Таким образом, через полгода после начала знакомства с новой едой ваш малыш кроме грудного молока будет получать примерно 150-250 г прикорма в сутки, включая воду, кефир и другие жидкости. Даже к 1,5 годам (или через год после начала введения прикорма), когда ребенок полностью перешел на общесемейный рацион, самостоятельно орудует ложкой и вилкой, пьет из чашки и ловко справляется с мандарином, грудное молоко должно оставаться основным его питанием. (Подробнее: «Пособие по грудному вскармливанию» в разделе «Когда и как вводить прикорм»; практическое руководство для медработников «Грудное вскармливание: как обеспечить успех», выпущенное ВОЗ в 1997 году, а также в литературе Международной Молочной Лиги).

Вы удивлены? И многие педиатры, давно закончившие медвузы, тоже об этом не знают! Поэтому и предлагают грудничку ту же схему введения взрослой пищи, что и «искусственнику» — когда обычная еда очень быстро вытесняет кормления грудью. А между тем вещества, находящиеся в грудном молоке, нужны малышу очень и очень долго, так как они не имеют аналогов в природе . Грудное молоко отвечает не просто за утоление голода или жажды, а еще и за развитие головного мозга, нервной системы ребенка, за «строительство» тканей и костей, за налаживание работы функциональых систем (гормональной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и т.д.). Человеческий детеныш дозревает очень постепенно, и грудному молоку принадлежит основная роль в этом процессе! Средняя продолжительность грудного вскармливания, официально рекомендуемая ВОЗ — 2 года. Именно к этому возрасту обычно вырастают все молочные зубы — а значит, кроха почти готов к отлучению от груди и переходу целиком на взрослую еду.

Подготовительный период

Итак, первые месяцы после родов малыш получает только мамино молоко. В неограниченном количестве. В любое время суток. Он хорошо растет и прибавляет в весе. Вот он уже научился захватывать предметы. Вот кроха перевернулся. Вот пополз. А вот уже и научился садиться!

Все это время малыш часто видит, как едят взрослые. Жизнь младенца на руках у мамы очень интересна! Мама умеет не только готовить еду и делать домашние дела вместе с крохой, но и завтракать-обедать-ужинать с ним, а также контролировать его поведение, пока сама ест.

Обычно сначала у детишек появляется интерес к столовым предметам. Ребеночек отчаянно требует дать ему для исследования чашки и ложки, тарелки и салфетки. Он пробует манипулировать с этими предметами: бросает их, стучит ими, засовывает в рот. Он пытается подражать маминым движениям. Внимательно изучает навыки жевания и глотания, щедро демонстрируемые взрослыми во время трапезы. Тянется к тому, что видит на столе.

Многие родители воспринимают такое поведение малыша как просьбу накормить его. Но не торопитесь! Вы же видите, что он отвлекается от еды, стоит дать ему в руку интересную игрушку или позволить поэкспериментировать с предметами кухонного обихода. Момент для начала введения первого прикорма наступит только после 6 месяцев!

А пока идет только подготовительный период. Он очень важен и имеет определенные задачи:

  • изучить свойства предметов, использующихся для еды;
  • составить представление о правилах поведения за столом: как сидим, как поддерживаем чистоту, как ведем беседу (или молчим, пока жуем), когда приступаем к трапезе и как ее заканчиваем (вместе или порознь) и т.п.;
  • наблюдать о способах «поглощения пищи», принятых в конкретной семье: что едим руками, что пьем из чашки, как жуем, как — не выплевывая обратно! — проглатываем;
  • сформировать общее представление об отношении к пище в целом (можно ли недоедать то, что в тарелке; что делать с остатками — выбрасывать или отдавать птичкам; кто готовит, ценят ли этот труд окружающие и т.д.).

В общем, правила поведения за столом и культуру отношения к еде, которые вы хотели бы видеть в будущем у вашего ребенка , вы просто обязаны ему продемонстрировать на личном примере!

«Я готов, мама!»

Определить момент наступившей готовности ребенка к знакомству со взрослой едой очень просто.

Первый признак — созревание головного мозга. Звучит немного возвышенно, но на практике все гораздо проще:

  1. Малыш достигает определенной стадии физического развития : умеет самостоятельно захватить еду, донести ее до рта, поместить внутрь, проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась. Умеет через движения и звуки попросить себе порцию, показать, чего именно из еды он хочет. Умеет проявить нежелание оставаться за столом. Также угас сильный выталкивающий рефлекс языка, и теперь малыш может без труда пережевывать деснами кусочки пищи, не давясь ими и не испытывая позывов на рвоту.
  2. У малыша появляется так называемый пищевой интерес . Как он выглядит? Ребенок тянется к еде! Не к предметам, разложенным на столе. Не к маминому рту или к ней на ручки. Не к салфеткам и подстилкам под горячее. Именно и только к еде, которую так аппетитно поглощают взрослые! Если ему для успокоения дать что-нибудь в руки, он с гневом отвергнет этот предмет и будет демонстрировать активное желание заполучить саму еду . Также вряд ли он успокоится, если ему предложат грудь. Теперь, попадая за стол в момент обеда или ужина, кроха интересуется только пищей! И происходит это не один раз, а постоянно, приобретая устойчивый характер. Такой вот потрясающе устойчивый пищевой интерес! Его появление обусловленно дозреванием пищеварительныех ферментов. Они «требуют» нагрузки, посылают сигнал в головной мозг: хотим работать! дайте поле для деятельности! А в ответ головной мозг, как мудрый полководец, дает приказ своей полугодовалой «армии» — и она дружно отправляется на завоевание новой еды!

Второй признак — готовность желудочно-кишечного тракта. После проб на вкус новых продуктов у малыша не возникает проблем с пищеварением, рвоты или аллергических реакций. Если же у ребенка через некоторое время расстраивается живот, появляется понос или запор, если кусочки пищи «выходят» в первозданном виде, если начинаются кожные высыпания — то даже несмотря на горячее желание крохи съесть все, что лежит у мамы в тарелке, он к введению прикорма еще не готов! Нужно продолжать кормить его только грудью, повторяя попытки с интервалом в одну неделю.

Итак, ваш малыш является стопроцентным кандидатом к введению прикорма только тогда, когда два этих признака готовности совпали во времени. Бывает, что пищевого интереса как такового у ребеночка еще нет, но желудочно-кишечный тракт вполне справляется со взрослой едой — нет никаких негативных последствий для его здоровья. Все равно — подождите! Пищевой интерес — это гарантия хорошего аппетита и здорового отношения к еде на всю жизнь. Нельзя пытаться накормить человека, если он этого не просит или вообще не хочет. Вся инициатива должна изначально принадлежать ребенку — как при кормлении по требованию Малыш не просто открывает рот и ждет, пока в него что-то положат. Он — активный участник процесса, «охотник» за едой. Чтобы хорошо ее усвоить, ему нужно постараться добыть ее!

Не менее важно для начала введения прикорма подобрать подходящий момент. Он не должен совпадать по времени:

  • с болезнью ребенка или мамы (в эти периоды важно как можно больше кормить малыша грудью, обеспечивая за счет веществ молока антивирусную защиту крохи);
  • с переездом или просто сменой обстановки (т.к.организму ребенка на адаптацию к новому месту требуется примерно 2 недели);
  • с выходом мамы на работу;
  • с появлением в жизни ребенка няни;
  • со стрессовой ситуацией в семье (ремонт, изменения в составе семьи и т.п.)
  • с периодом активного прорезывания зубов;
  • с любыми другими изменениями в жизни крохи.

Основные принципы естественного прикорма

  1. Грудное вскармливание и введение прикорма — два абсолютно параллельных процесса . Они не связаны друг с другом ни по времени, ни по объему, ни по целям. Само слово «прикорм» раскрывает свою сущность: дополнение к основному питанию. Малыш очень четко разделяет эти понятия. Он не питает иллюзий, что заснуть ему поможет не сосание груди, а 50 граммов творога, например. И при виде вкусного банана, который появляется на его горизонте раз в неделю, он не согласится опять довольствоваться маминым молоком, которое в его распоряжении круглые сутки!

Способ введения прикорма по принципу постепенного замещения кормлений не подходит для детишек на естественном вскармливании. Груднички будут продолжать сосать так же часто, как и раньше. Могут просить грудь до прикорма, во время — чтобы «запить» новые вкусовые ощущения, после приема пищи и вообще независимо от времени завтрака-обеда-ужина.

Ребеночек прикармливается теми продуктами, с которыми он уже «познакомился» через мамино молоко и на которых он так замечательно рос в утробе и за несколько месяцев после родов. Одним словом, до 1,5 лет он ест то же, что и мама , причем желательно, чтобы прием пищи был одновременным с мамой. Особенно важен этот пункт для детишек с риском возникновения аллергии. Именно переход на мамин рацион гарантирует мягкое и безвредное знакомство со взрослой пищей.

Надеемся, что все мамы, кормящие грудью, питаются настолько правильно, полезно и разнообразно, что не побоятся предложить на завтрак-обед-ужин своим деткам то же самое, что и себе. Если же рацион кормящей женщины далек от идеального — ну что же, есть чудесный повод вернуть его в рамки здорового питания!

Полный цикл введения прикорма растягивается примерно на год . Именно в этот период малыш должен попробовать ту еду, которую он будет есть дальше на протяжении всей жизни, и успеть хорошо привыкнуть к ней. Он нарабатывает информационную базу о продуктах: их разнообразие (или однообразие), их консистенция и температура, их вкусовые свойства, размер, способ употребления, способ приготовления, сезонность и т.п. Если какие-то продукты кроха не успел попробовать в этот период — то в дальнейшем он может их есть неохотно или вообще откажется от них до какого-то возраста.

Старайтесь сразу же приобщать кроху к той экологической и социальной нише в питании , к которой вы принадлежите сами. Иначе, кормя младенца брокколи и клубничным муссом, вы вряд ли уговорите его потом (в детском саду, например) перейти на молочные супы, капустные запеканки и манную кашу.

Весь этот период мама продолжает кормить малыша по требованию, а грудное молоко остается основным в его рационе.

  • Грудничок сразу же пробует пищу разной консистенции : и размягченную, и твердую. Навыки жевания и глотания формируются в первые месяцы после начала прикорма. Поэтому необходимо именно в этот короткий период научить малыша тщательно пережевывать пищу, предлагая ему твердые кусочки.
  • Ребенок сразу же обучается есть самостоятельно . Сам берет кусочки и отправляет их в рот. Сам доносит содержимое ложки до «места назначения». Сам держит чашку и пьет из нее. Конечно же, мама следит за правильностью движений и за поддержанием чистоты вокруг ребенка. Даже может помочь при неловких попытках поесть/попить по-взрослому. Но введение прикорма никогда не должно превращаться в пассивное открывание рта перед новой ложкой еды, предложенной мамой. Поощряйте самостоятельность крохи с самого начала!

    О том, как реализовать все эти принципы на практике, — в следующей статье.

    По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

    Как правильно кормить детей первого года жизни

    Основа рационального питания малыша до года — материнское молоко, идеально отвечающее потребностям его организма. С ним будут и гармоничное развитие, и крепкий иммунитет.

    Грудному вскармливанию способствуют естественные роды; раннее прикладывание ребенка к груди; совместное пребывание матери и младенца в роддоме, когда она может давать грудь по требованию 10–15 раз в сутки . Большое значение имеют рациональное питание женщины и правильная тактика при так называемых лактационных кризах (бывают в течение первых 5–6 месяцев), когда временно (на 1–2 дня) грудного молока становится мало либо оно вовсе пропадает. Не надо волноваться и спешить докормить ребенка смесью из магазина. В такой ситуации надо пересмотреть свой рацион, питьевой режим, кормить грудью чаще (днем и в ночное время).

    А вот когда грудное вскармливание прекращено по тем или иным причинам, главной для малыша в первые 6 месяцев жизни становится адаптированная смесь. ВОЗ, а также Комиссия по питанию и назначению медикаментозных средств (FDA) определили ряд требований к адаптации молочных смесей для детей младшего возраста: содержание белка коровьего молока в формуле не выше 1,6 г на 100 мл готового продукта; соотношение казеин-сывороточных альбуминов 40% к 60%; жиры преимущественно растительные (в их составе — омега-3 и омега-6 жирные кислоты в соотношении 7:1); углеводный компонент — в основном лактоза; таурин — около 5 мг на 100 мл. Минеральный и микро-элементный состав: кальция — около 50 мг, фосфора — 25 мг на 100 мл готового продукта, соотношение кальций/фосфор — 2/1, железа — от 0,4 до 0,8 мг на 100 мл. Осмолярность смеси — около 290 мОсм/л, калорийность — 650–700 ккал в 100 мл.

    Состав молочных смесей максимально приближен к грудному молоку. Например, кроме молочного сахара, добавляют галакто- и фруктоолигосахариды, обладающие пребиотическим действием, или нуклеотиды, выполняющие роль регуляторов различных процессов биосинтеза; оказывают положительное влияние на иммунный ответ и липидный обмен, повышают степень абсорбции железа, способствуют росту бифидофлоры в кишечнике, стимулируют созревание энтероцитов.
    Рынок сегодня наполнен адаптированными молочными смесями для здоровых малышей. Существует и множество заменителей грудного молока для детей с особыми диетпотребностями (специальные формулы для недоношенных, при дисбактериозе, срыгиваниях, лактазной недостаточности) или лечебных (например, для малюток с пищевой аллергией), которые педиатр рекомендует в соответствии с особенностями ребенка.

    По организации рационального питания детей первого года жизни есть и спорные вопросы.

    Когда прикармливать?

    ВОЗ рекомендует кормить ребенка грудью не менее 6 месяцев; и только во втором полугодии предлагать соки, фруктовые пюре, мясо, творог, овощное пюре, кашу, «последующую» смесь. Однако бытует мнение, что с 4–5 месяцев грудное молоко уже не удовлетворяет возрастающие потребности малыша в минеральных веществах (железо), витаминах, пищевых волокнах. Да и не каждая кормящая мама питается рационально.

    Новый вкус прикорма, его более густая консистенция правильно формируют жевательный аппарат, стимулируют моторную функцию кишечника, «тренируют» пищеварительную систему.

    Утвержденная и общепринятая схема введения прикорма (в 3–5 месяцев — соки и затем фруктовые пюре, в 5–6 месяцев — овощное пюре или каша, в 6–7 месяцев — каша или овощное пюре, в 7 месяцев — мясной фарш) сегодня оспаривается. Альтернативное мнение: не давать ребенку на первом году соки и фруктовые пюре, поскольку вред от них (аллергии) превышает пользу. В качестве первого продукта в 6–7 месяцев предлагается давать каши, обогащенные минеральными веществами и витаминами.

    Спорен вопрос и о сроках введения в рацион мясных продуктов. У нас в республике и в России они рекомендованы с 7 месяцев. Но в последнее время россияне ратуют за более раннее употребление мясного пюре из-за высокой частоты анемий у детей на первом и втором годах жизни. В Австрии, Бельгии, Нидерландах и Польше мясное пюре дают с 6 месяцев, в Германии — с 4.

    Ребенку ежедневно кушать творог не следует: он дает повышенную белковую нагрузку и способствует развитию аллергии или усугубляет ее.

    Цельное коровье молоко и кефир дают после года. С 6 месяцев для детей на искусственном и с 8–10 месяцев — на грудном вскармливании (при недостатке грудного молока) лучше использовать «последующие» смеси, они содержат большее количество белка и казеина и обеспечивают плавный переход к употреблению цельного коровьего молока.

    Когда прекращать грудное вскармливание

    Однозначное мнение о минимальной продолжительности грудного вскармливания — до года. Для ребенка, которого кормят грудью и далее, это не столько насыщение, сколько успокоение. Есть опасность, что малыш станет психологически зависимым от матери и будет хуже справляться со стрессовыми ситуациями. К тому же если на втором году жизни его пищей будет грудное молоко, уменьшается доля других необходимых продуктов питания в рационе, а это может стать причиной анемии.

    Владимир Твардовский, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук
    Ольга Назаренко, доцент кафедры пропедевтики детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук
    Медицинский вестник, 7 февраля 2013

    С ассортиментом детского питания вас познакомят сотрудники интернет-магазина «Дочки-Сыночки».

    Во сколько месяцев начало прикорма младенцев оправдано



    Согласно последним рекомендациям педиатров Всемирной организации здравоохранения, прикармливать новорожденных можно с 6 месяцев. До полугода ребенок получает все необходимые для развития компоненты с грудным молоком или молочной смесью. О готовности попробовать новую для себя пищу малыш чаще всего сигнализирует сам.

    Начало прикорма младенцев должно совпадать со следующими условиями:

    • подавляется рефлекс отрицания твердой еды;
    • начинают резаться зубки;
    • ребенок может сидеть самостоятельно;
    • малыш способен отворачивать голову;
    • проявляется интерес к взрослой еде;
    • удвоился вес ребенка от момента рождения;
    • на протяжении 2-х недель не делались прививки;
    • малыш не болеет.

    Многих интересует вопрос, когда начинать прикорм младенца на искусственном вскармливании. Дети, рацион которых состоит из молочных смесей, готовы попробовать новую еду раньше – в 5 месяцев. К этому времени желудочно-кишечный тракт ребенка уже адаптирован. Прикорм младенца на искусственном вскармливании осуществляется не только с целью получения дополнительных полезных веществ, но и для его ознакомления с новыми продуктами, развития вкусовых анализаторов.

    С какого месяца прикорм младенцу на искусственном питании будет введен, зависит от желания ребенка есть новый продукт. Родителям не стоит беспокоиться, если малыш отказалась принимать предложенную пищу. Можно повторить попытку с другим прикормом через 2-3 дня.

    Важно!

    Со скольких месяцев вводить прикорм младенцев? Решение этого вопроса в немалой степени определяется временем, с которого организмом начинают вырабатываться специальные ферментативные компоненты. До 5-6 месяцев они отсутствуют, поэтому пищеварительная система не может перерабатывать твердую пищу. Это чревато постоянным нарушением стула, аллергией и болью в животе.

    С чего начинать прикорм малыша

    Прикармливать младенца рекомендуется начинать с блюд не жидкой и не твердой консистенции – овощных и фруктовых пюре, каш, нежирного творога. В этих продуктах не должно быть соли, сахара, и каких-либо пищевых добавок.

    При вводе прикорма для ребенка 5-6 месяцев нужно руководствоваться такими правилами:

    • для приготовления блюда использовать только один компонент (кабачок, цветную капусту или кукурузу);
    • прикорм давать утром до начала приема основного питания – материнского молока или смеси;
    • дозировку нового продукта нужно начинать с 5 г (не более 1 чайной ложки);
    • следующее блюдо можно давать пробовать лишь при удачном недельном приеме первого.

    Таблица 1. Список рекомендуемых для первого прикорма блюд с указанием их суточной дозировки

    Возраст младенца Блюдо, продукт для прикорма Объем прикорма
    5 мес. Кабачковое, тыквенное, капустное пюре 140-150 г
    Фруктовое пюре из яблок зеленых сортов 50-60 г
    Творог 30-40 г
    Молочная каша с гречкой, кукурузой 60-100 г
    Сливочное масло 1-3 г
    6 мес. Капустное, кабачковое, тыквенное пюре 150-160 г
    Пюре из мякоти зеленых сортов фруктов 60-70 г
    Творог 40 г
    Желток 0,25-0,3 г
    Кукурузная, гречневая, рисовая молочная каша 150-160 г
    Сливочное масло 4 г

    Мнение эксперта

    «В нашем онлайн-маркете для прикорма грудничков и искусственников вы можете подобрать детские каши с добавками и без (Heinz пшеничная, «Бабушкино лукошко» гречневая, «Малютка» гречневая с черносливом, «ФрутоНяня» гречневая с яблоком), различные овощные пюре, например, Hipp кабачок, а также другие продукты.

    Не стоит заставлять малыша съедать всю новую пищу, суточная норма которой для ребенка 6-ти месяцев составляет 150-160 г. Прикорм – это добавка к основному питанию. В 5-7 месяцев прикорм можно рассматривать как первое ознакомление со взрослой пищей и реакцией организма малыша на ее прием».

    Специалист интернет-магазина «Дочки-Сыночки»
    Антонова Екатерина

    Выводы

    Лучшим временем для начала прикорма младенцев педиатры называют:

    • 6-7 месяцев – для детей, вскармливаемых грудным молоком;
    • 5 месяцев – для малышей, питающихся детскими смесями.

    Начинать прикармливать ребенка можно только в период, когда тот здоров, с его стороны наблюдается интерес к взрослой пище, а вес с рождения увеличился в 2 раза.

    Если затянуть с первым прикормом до 8-9 месяцев, это усложнит переход ребенка на твердую еду. Раннее прикармливание вызовет нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. Перед вводом в рацион малыша новых продуктов следует обязательно проконсультироваться с педиатром.

    Читайте также:  Причины злокачественных опухолей
  • Ссылка на основную публикацию
    Признаки реканализации тромбоза
    Д.м.н., доц. А.С. Петриков, д.м.н., доц. В.И. Белых, д.м.н., проф. Я.Н. Шойхет ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России...
    Признаки кровотечения в желудке или кишечнике
    Желудочно-кишечное кровотечение (ЖКК) – это истечение крови в просвет желудка и кишечника. Нужно отметить, что этот недуг нельзя рассматривать как...
    Признаки легкого сотрясения головного мозга
    Ситуации в жизни бывают самые разные, и если вы получили легкое сотрясением мозга, симптомы такой травмы очень легко определить и...
    Признаки ротовирусной у ребенка 4 года
    Ротавирусная инфекция или кишечный грипп — заболевание, поражающее верхние дыхательные пути и пищеварительную систему. Возбудитель заболевания долгое время сохраняется в...
    Adblock detector