Проблема классификации ощущений

Проблема классификации ощущений

Под ощущениями принято понимать такую функцию психической деятельности человека, которая позволяет оценить отдельные свойства предметов и явление окружающего его мира и собственного организма. Физиологической основой ощущение являются анализаторы органов чувств, позволяющие распознать такие стороны как твердое или мягкое, теплое или холодное, громкое или тихое, прозрачное или мутное, красное или синие, большое или маленькое и пр.

Экстероцептивные рецепторы (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные, вкусовые) дают человеку сведения об окружающем мире,

интероцептиные – о состоянии внутренних органов и систем, проприоцептиные – о положении тела в пространстве и совершаемых движений.

Для определения нарушений ощущения используются термины: анестезия, гипестезии, гиперестезия, сенестопатия и парестезия.

Анестезия – отсутствие каках-либо ощущений.

Гипестезия – ослабление ощущений, при котором сильные раздражители воспринимаются как слабые, яркий свет как тусклый, сильный звук как слабый, резкий запах как слабоощутимый и т.д.

Гиперестезия – усиление ощущений, при которой наблюдаются противоположные описанным при гипестезии явления. При гиперестезии, например, больные защищаются от «яркого» света темными очками, жалуются на неприятные болезненные ощущения от мягкого нижнего белья,

раздражаются от любого прикосновения и пр.

Парестезии – появление неприятных ощущений с поверхностных частей тела при отсутствии реальных раздражителей. Это могут быть жалобы на жжение, покалывание, переживание прохождения электрического тока через отдельные участки кожи, чувство отморожения кончиков пальцев и др. Локализация парестезий непостоянна, изменчива, разной интенсивности и продолжительности.

Сенестопатии — неприятно переживаемые ощущения разной интенсивности и длительности со стороны внутренних органов при отсутствии установленной соматической патологии. Они, как и парестезии, трудно вербализуемы больными, и при их описании последние чаще всего используют сравнения. Например: как будто шевелится кишечник, воздух продувает мозг, печень увеличилась в размерах и давит на мочевой пузырь и др.

Чаще всего патология ощущений встречается при астенических расстройствах различной этиологии, но могут наблюдаться и при психотических вариантах заболеваний. Длительно существующие парестезии или сенестопатии могут быть основанием для формирования ипохондрического бреда, бреда воздействия.

Расстройства восприятия.

Восприятие, в отличие от ощущений, дает полное представление о предмете или явлении. Его физиологической основой являются органы чувств. Конечный продуктом восприятия — образное, чувственное представление о конкретном объекте.

Расстройства восприятия представлены несколькими нарушениями: агнозиями, иллюзиями, галлюцинациями и психосенсорными расстройствами.

Агнозии – неузнавание предмета, неспособность больного объяснить значение и название воспринимаемого предмета Зрительные, слуховые и другие агнозии подобно рассматриваются и изучаются в курсе нервных болезней. В психиатрии отдельный интерес представляют анозогнозии (неузнавание своей болезни) встречающиеся при многих психических и соматических заболеваниях (истерических расстройствах, алкоголизме, опухолях, туберкулезе и др.) и носящие разный патогенетический характер.

Иллюзии

Иллюзии – такое нарушение восприятия, при котором реально существующий предмет воспринимается как совершенно иной (например, блестящий предмет на дороге похожий на монету при ближайшем рассмотрении оказывается кусочком стекла, висящий в темном углу халат – за фигуру притаившегося человека).

Различают иллюзии физические, физиологические и психические.

Физические иллюзии обусловлены особенностями среды, в которых находится воспринимаемый объект. Например, горный массив воспринимается окрашенным в разные цвета в лучах заходящего солнца, как мы это видим на картинных Р.Рериха. Предмет, находящийся в прозрачном сосуде наполовину заполненный жидкостью, кажется изломанным в месте границы жидкости и воздуха.

Физиологические иллюзии возникают в связи с условиями функционирования рецепторов. Холодная вода после пребывания на морозе воспринимается теплой, легкий груз после длительного физического напряжения – тяжелым.

Психические иллюзии, чаще их называют аффективными в связи с эмоциональным состоянием страха, тревоги, ожидания. Тревожно-мнительный человек идущий в позднее время слышит за собой шаги преследователя Находящийся в состоянии алкогольной абстиненции в пятнах на стене видит различные лица или фигуры.

Парейдолические иллюзии относятся к психическим, представляют из себя разновидность зрительных с меняющимся содержанием ошибочных образов. Они нередко возникают в инициальном периоде психотических состояний, в частности алкогольного делирия. Больные в рисунках обоев, ковров видят меняющиеся лица, движущиеся фигуры людей, даже картины боя.

Остальные иллюзии зачастую не являются симптомом психического заболевания, нередко встречаются у психически здоровых лиц в указанных выше условиях.

Другая существующая классификация иллюзий основывается на их разграничении по анализаторам: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. Чаще всего встречаются две первые разновидности, а две последние вызывают большие трудности в разграничении с галлюцинациями обоняния и вкуса.

Галлюцинации.

Галлюцинациями называется такое нарушение восприятия, при котором воспринимается несуществующий в данное время и в данном месте предмет или явление при полном отсутствии критического отношения к ним.. Галлюцинирующие пациенты воспринимают их как действительно существующее, а не воображаемое нечто. Поэтому всякие разумные доводы собеседника о том, что переживаемые ими ощущения есть только проявления болезни отрицаются и могут вызвать только раздражение пациента.

Все галлюцинаторные переживания рубрифицируются по ряду признаков: сложности, содержанию, времени возникновения, заинтересованности того или иного анализатора, и некоторым другим.

По сложности галлюцинации делятся на элементарные, простые и сложные. К первым относятся фотопсии (лишенные конкретной формы в виде пятен, контуров, бликов зрительные образы), акоазмы (оклики, неясные шумы) и другие простейшие феномены. В формировании простых галлюцинаций участвует только какой либо один анализатор. При появлении сложных галлюцинаций участвует несколько анализаторовТак, больной может не только видеть мнимого человека, но и слышать его голос, чувствовать его прикосновение, ощущать запах его одеколона и пр.

Чаще всего в клинической практике встречаются зрительные или слуховые галлюцинации.

Зрительные галлюцинации могут быть представлены единичными или множественными образами, ранее встречаемыми или мифическими существами, движущимися и неподвижными фигурами, безопасными или нападающими на пациента, с натуральной или неестественной окраской.

Если зрительный образ воспринимается не в обычном поле зрения, а где-то сбоку или сзади, то такие галлюцинации называются экстракампинными. Переживание видения своих двойников названо аутоскопическими галлюцинациями.

Слуховые галлюцинации могут переживаться больными как шум ветра, завывание зверей, жужжание насекомых и пр., но чаще всего в виде вербальных галлюцинаций. Это могут быть голоса знакомых или незнакомых людей, одного человека или группы людей (полифонические галлюцинации), находящихся рядом или на далеком расстоянии.

По содержанию «голоса» могут быть нейтральными, безразличными для больного или угрожающего, оскорбляющего характера. Они могут обращаться к больному с вопросами, сообщениями, награждать его орденами или снимать с должности, комментировать его действия (комментирующие галлюцинации) давать советы. Иногда «голоса» ведут разговоры о больном, не обращаясь к нему, при этом одни бранят его, угрожают карами, другие защищают, предлагают дать ему время на исправление (антагонистические галлюцинации).

Наибольшую опасность для больного и его окружения носят императивные галлюцинации, которые носят форму приказов выполнить то или иное действие. Эти приказы могут носить безобидный характер (приготовить еду, переодеться, пойти в гости и т.д.), но нередко приводящий к тяжелым последствиям (самоповреждениям или самоубийству, нанесение повреждений или убийству знакомого лица или случайного прохожего).

Как правило, больной не может противиться этим приказам, выполняет их, в лучшем случае просит как-либо ограничить его в действиях, чтобы не натворить беды.

Тактильные галлюцинации представлены чаще всего чувством ползания по коже или под ней различного рода насекомых. При этом даже если чувство ползания не подтверждается зрительными галлюцинациями, пациент может рассказать об их размерах, количестве, направлении движения, окраске и пр.

Обонятельные и вкусовые галлюцинации встречаются редко. Обонятельные заключаются в ощущении несуществующих приятных, чаще неприятных запахов (сероводорода, гнили, нечистот и др.) Вкусовые – переживанием какого-то вкуса во рту независимо от характера принятой пищи.

При висцеральных галлюцинациях больные утверждают, что в их теле находятся какие-то существа (черви, лягушки, змеи и др.), которые причиняют им боль, поедают принятую пищу, нарушают сон и т.д.).

Висцеральные галлюцинации, в отличие от сенестопатий, имеют вид образа с соответствующими характеристиками размеров, цвета. особенностей движения.

Отдельно от других рассматриваются функциональные, доминантные, гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации.

Функциональные галлюцинации возникают на фоне действия внешнего раздражителя, и воспринимается одновременно с ним, а, не сливаясь как это имеет место при иллюзиях. Например, в шуме дождя, тиканий часов больной начинает слышать голоса людей.

Доминантные галлюцинации отражают содержание психической травмы, ставшей причиной заболевания. Например, потерявший близкого родственника слышит его голос или видит его фигуру.

Гипнагогические галлюцинации любого характера возникают в состоянии перехода от бодрствования ко сну, гипнопампические – при пробуждении.

Особое значение для диагностики психического расстройства имеет деление галлюцинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).

Для истинных галлюцинаций характерна проекция в окружающую среду, они естественным образом вписываются в нее, носят такие же признаки реальности, как и окружающие предметы. Больные убеждены, что окружающие испытывают те же переживания, но по непонятным причинам скрывают это. Истинные обманы восприятия обычно влияют на поведение больного, которое становится соответствующим содержанию галлюцинаторных образов. Истинные галлюцинации чаще встречаются при экзогенных психозах.

Читайте также:  Крем с вазелином в домашних условиях

Псевдогаллюцинации имеют целый ряд отличительных от истинных свойств:

Они лишены признаков реальности, не вписываются в окружающую среду, воспринимаются как нечто инородное, странное, отличное от прежних ощущений. Сквозь сидящего на стуле человека видна спинка стула, находящийся неподалеку тигр с оскалом зубов, по данным В.Х.Кандинского, не вызывает чувства страха, а скорее любопытства.

Проецирование галлюцинаций внутри тела. Больной слышит голоса не ухом, а внутри головы, видит образы, расположенные в животе или грудной клетке.

Переживание чувства сделанности галлюцинаций. Пациент не сам видит образ, а ему его показывают, он слышит голос внутри головы потому, что кто-то так сделал, возможно, вставив в голову микрофон. Если зрительная галлюцинация проецируется во вне, но обладает выше перечисленными признаками, она может быть отнесена к псевдогаллюцинации.

Нередко псевдогаллюцинации, если они не носят императивный характер, не отражаются на поведении пациента. Даже близкие родственники месяцами могут не догадываться, что рядом с ними находится галлюцинирующий человек.

Псевдогаллюцинации чаще встречаются при эндогенных расстройствах, а именно при шизофрении, входят в синдром Кандинского-Клерамбо.

О наличии галлюцинаторных переживаний можно узнать не только со слов пациента и его родственников, но и по объективным признакам галлюцинаций, которые отражаются в поведении больного.

Галлюцинации относятся к психотичесому уровню расстройств, их лечение лучше проводить в стационарных условиях, а императивные галлюцинации являются обязательным условием недобровольной госпитализации.

Галлюцинации составляют основу галлюцинаторного синдрома. Длительно существующие, не прекращающиеся галлюцинации, чаще всего вербальные, обозначаются термином галлюциноз.

Психосенсорные расстройства.

(нарушения сенсорного синтеза)

Нарушениями сенсорного синтеза называют такое расстройство восприятия, при котором реально существующий (в отличие от галлюцинаций) воспринимаемый объект узнается правильно (в отличие от иллюзий), но в измененной, искаженной форме.

Различают две группы психосенсорных расстройств – дереализацию и деперсонализацию.

Дереализация – искаженное восприятие окружающего мира. Она в высказываниях больных может носить неопределенный, трудно вербализируемый характер. Переживается чувство измененности окружающего мира, он стал каким-то иным, не таким как прежде. Не так стоят дома, не так передвигаются люди, город выглядит камуфляжным и т.д. Для больных, находящихся в депрессии свойственны высказывания, что мир потерял краски, стал тусклым, размытым, нежизненным.

В других случаях переживания дереализации выражаются вполне определенными понятиями. Это касается, прежде всего, искажения формы, размеров, веса и цвета воспринимаемого объекта.

Микропсия – восприятия предмета в уменьшенных размерах, макропсия – в увеличенном размере, метаморфопсия — в искаженной форме (ломаным, наклонившимся, деформированным и пр.) Один из больных периодически с громким криком «пожар» выбегал из палаты, так как воспринимал все окружающее его в ярко красном цвете.

Дереализаци может также проявляться феноменами déjà vu, eprouve vu , entendu vu, а так же jamais vu, jamais eprouve vu, jamais entendu. В первом случае речь идет о том, что индивид переживает возникшую ситуацию как уже когда-то виденную, слышанную или пережитую. Во втором уже ранее известную — как никогда не виденную, не слышанную и не пережитую.

К дереализации относится также нарушение восприятия времени и пространства.

Больные в маниакальном состоянии воспринимают время более быстрым, чем в реальности, в депрессивном – как замедленное.

Находящиеся в состоянии интоксикации в результате курения анаши испытывают чувство, что рядом находящиеся предметы находятся на расстоянии десятков метров от них.

Дереализация чаще встречается при психических расстройствах экзогенной этиологии.

Симптомы деперсонализации могут быть представлены в дух вариантах: соматопсихической и аутопсихической.

Соматопсихическая деперсонализация, или нарушение схемы тела, представлена переживаниями изменения размеров тела или его частей, веса и конфигурации. Больные могут заявлять, что они настолько выросли, что не умещаются в своей постели, голову из-за утяжеления невозможно оторвать от подушки и т. д. Эти расстройства также чаще встречаются при экзогениях.

Аутопсихическая деперсонализация выражается в переживании чувства измененности своего «Я». В таких случаях больные заявляют, что изменились их личностные свойства, что они стали хуже, чем ранее, перестали тепло относиться к родственникам и друзьям и пр. (в состоянии депрессии). Аутопсихическая деперсонализация более свойственна больным с эндогенными заболеваниями.

Деперсонализационно-дереализационный синдром может усложняться бредом, депрессией, психическими автоматизмами и другими расстройствами психической деятельности.

Сенсорные процессы — это процессы, связанные с формированием и изменением ощущении человека; процессы, связанные с работой органов чувств человека в результате которой появляются ощущения.

Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Ощущение — это не только компонент чувственного образа, но так же деятельность или компонент ее. Чувствительность формируется в действии. У человека развитие все более тонких ощущений неразрывно связано с развитием общественной практики: порождая новые предметы с новыми качествами, она порождает и новые ощущения. Ощущения с физиологической точки зрения представляют деятельность: рецепторов, воспринимающих раздражения; проводящих центростремительных нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий; центральных корковых отделов анализаторов, где происходит обработка нервных сигналов, поступающих от рецепторов.

Ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. Суть О состоит в отражении отдельных св-в предмета. Физиол основой О является деят-ть сложных комплексов анатомических структур — анализаторов (Павлов). Каждый анализатор состоит из 3 частей: 1) периферический отдел — рецептор (ф-ция — трансформация внешн энергии в н/процесс), 2) проводящие н/пути, 3) корковые/центральные отделы анализатора (ф-ция — переработка н/импульсов из периферии). Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию орана чувств. Анализатор — активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому О не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты (вегетативные, мышечные р-ции). О является не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций (напр, чувственный тон — О запах розы и запах сероводорода).

Рассмотрим классификации ощущений. Первая и самая простая классификация различает ощущения по модальности:

. Классиф-ция видов О и их хар-ка. Существуют различные подходы к классиф-ции О.

· по критериям несводимости или модальности (Гален) — зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, вкусовое, вестибулярное

· по виду энергии (Вундт) — механорецепция, хемарецепция, фоторецепция, терморецепция

А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам -систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения — с другой).

Систематическая классификация ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: 1. интероцептивные (объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма); 2. проприооцептивные (обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений); З. экстероцептивные ощущения (обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения):

a) контактная перцепция — воспринимаемый объект локализуется на поверхности тела;

b) дистантная перцепция — переживание отсутствия физического контакта с воспринимаемым объектом.

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:

а) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к котфой относятся органические чувства (голод, жажда и пр.); б) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью. Каждое ощущение включает в себя полярность, двусторонность. Оно, с одной стороны, отражает какую-то сторону действительности, действующей на рецептор в качестве раздражителя, с другой — в нем в какой-то мере отражается состояние организма. С этим связано наличие в чувствительности, с одной стороны, аффективных, с другой — перцептивных, созерцательных моментов. Обе эти стороны представлены в ощущениях в единстве.

1. по хар-ру инф-ции, передаваемой ЦНС (Шерингтон)

· интероцепция — объединяют сигналы из внутр среды организма — наиб древняя и наиб элементарная гр, наименее осознаваемая и всегда сохраняющая свою близость к эмоц состояниям (органические О и О боли)

· проприоцепция — схема тела, вестибулярная и костно-мышечная ткань

· экстероцепция — инф-ция о внешн среде, она делится на контактную (осязание, вкус); дистантную (зрение, слух, обоняние)

Читайте также:  Анализ мочи в двух порциях

2. фило-генетическая классиф-ция О (Хэд)

· протопатическая чувствит-ть — (палочки), касательно зрения

· эпикритическая чувствит-ть — (колбочки)

3. Б.М. Теплов разделял все рецепторы на две гр: экстероцепторы и интероцепторы.

4. ф-циональная классиф-ция (Бернштейн) — сигнально-пусковое, контрольно-коррекционное.

Рассмотрим вопрос об измерении ощущений. Вебер вывел закон, согласно которому отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Фехнер говорил о том, что психологические величины нельзя измерить непосредственно, можно измерить только пороги. Ощущение есть функция от энергии воздействия. По Фехнеру, единицей измерения психологических величин может служить едва заметное различие. Таким образом, можно по интенсивности стимула рассчитать интенсивность ощущения. Фехнер вывел закон, который в последствии был назван основным психофизическим законом, согласно которому изменение силы ощущения пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействия. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Взгляд Фехнера называется объективная психофизика. Наличие зависимости ощущений от внешних раздражителей заставляет поставить вопрос о характере этой зависимости. Исследования установили, что не каждый раздражитель вызывает ощущение. Нужна минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта минимальная интенсивность называется нижним абсолютным порогом.

Наряду с нижним существует верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Выделяют еще и разностный порог ощущения — это та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Э. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в установленном им законе: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. Дальнейшие исследования показали, что этот закон действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам эта величина перестает быть постоянной.

Пороги чувствительности сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируя те или иные чувственные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже, и выше порога чувствительности в зависимости от того, какое значение он приобретает для человека.

Начало изучению порогов О, было положено Г.Т. Фехнером (1801-1887) Фехнер считал, что процесс создания психич образа может быть представлен этой схемой: Раздражение (физика) — Возбуждение (физиология) — Ощущение (психология) — Суждение (логика). Искомая граница проходит там, где начинается О (нижний абсолютный порог). [Главное в идее Фехнера — впервые включил элементарные О в круг интересов психол]. Разработал методы определения НАП, кот используется до сих пор. В основу методологии своих исследований Фехнер положил 2 утверждения (1 и 2 парадигмы классической психофизики): 1) сенсорная система чел — измерительный прибор, кот реагирует на физич стимулы; 2) психофизич хар-ки у людей распределены по нормальному закону, т.е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины. Сейчас эти парадигмы устарели, но исследования по своей сути были новаторскими. Фехнер считал, что чел не может непосредственно оценивать свои О кол-венно, поэтому он разработал «косвенные» методы, с помощью кот можно кол-венно представить отношения м/ду величиной раздражителя и интенсивностью вызванного им О (метод минимальных измерений). Измеряется порог исчезновения О (Р1) и порог появления О (Р2). Эти пороги редко бывают равны, поэтому возможны 2 случая: Р1)Р2 или Р1(Р2. Соответственно АП (Stp) будет равен среднеарифметическому Р1 и Р2: [Stp=(Р1+Р2)/2]. Аналогично определяется и ВАП (верхний абсолютный порог) — значение стимула, при кот он перестает восприниматься адекватно (болевой порог). Абсолютные пороги (верхний и нижний) определяют границы доступного нашему восприятию окр мира (диапазон).

Кроме этого, работу сенсорной системы характеризует точность, или чувствит-ть:

Величина АП характеризует абсолютную чувствит-ть. Чем слабее раздражитель, вызывающий О, тем выше чувствит-ть. Т.о. абсолютная чувствит-ть (Е) численно равна величине, обратно пропорциональной АПО (Р): [Е=1/Р]. Различные анализаторы обладают разной чувствит-тью. Абсолютная чувствит-ть анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога О. Величина этих порогов изменяется взависимости от разных условий: хар-ра деят-ти, возраста, ф-ционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д.

Др хар-ка чувствит-ти — это чувствит-ть к различию или относительная, разностная, т.к. это чувствит-ть к изменению раздражителя. Для того, чтобы почувствовать минимальное различие в хар-ках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на опред величину, а то минимальное различие м/ду раздражителями, кот дает едва заметное различие О, называют порогом различения. Он определяется соотношением ДI (величина, на кот должен быть изменен исходный, уже породивший О стимул, чтобы чел заметил, что он действительно изменился) и I (величина соответствующего стимула). Исследования показали, что относительная величина является постоянной для конкретного анализатора. Т.о. порог различения имеет постоянную относительную величину, т.е. всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражителю, чтобы получить едва заметное различие в О (закон Бугера-Вебера, где постоянная величина, характеризующая порог различия О, называется константой Вебера). Основываясь на экспер-х данных Вебера, Фехнер сформулировал закон: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то О будут расти в арифметической, или интенсивность О растет пропорционально логарифму интенсивности раздражителя [S=K*LgI+C] — основной психофизич закон, или закон Вебера-Фехнера.

Через 50 лет Стивенс сделал вывод, что этот закон выражается не логарифмической, а степенной кривой. Считал, что для О (сенсорное простр-во) характерно то же отношение, что и для простр-ва стимулов. Следует, что соотношение м/ду минимальном возможном изменении наших О и первичным О есть величина постоянная. Спор, какой закон более точный, не разрешен. Забродин снял противоречие м/ду законами Стивенса и Фехнера — обобщенный психофизич закон. Однако, как бы ни решалось это противоречие, законы Стивенса и Фехнера достаточно точно отражают суть изменения О при изменении величины раздражения:

1. О меняются непропорционально силе физич стимулов, действующих на органы чувств.

2. Сила О растет гораздо медленнее, чем величина физич стимулов.

Далее Стивенс пересмотрел закон Фехнера. Он вывел два постулата: любой человек может сравнивать свои ощущения по интенсивности и все, что можно назвать прилагательным в сравнительной степени, можно измерить. Стивенс пришел к выводу, что основной психофизический закон выражается не логарифмической, а степенной кривой. Эта закономерность получила название закона Стивенса.

Для чувствительности органа имеет значение и физиологическое его состояние. Значение физиологических моментов сказывается, прежде всего, в явлениях адаптации, в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю.

А.В. Петровский выделяется три разновидности явления адаптации.

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя.

2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация.

С адаптацией тесно связано явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражения (обострение ощущения холодного после горячего).

Еще одно свойство ощущений — сенсибилизация — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов (например, усиление ритма способствует усилению мышечно-двигательной чувствительности).

Многие перцептивные задачи требуют совместной работы нескольких перцептивных систем, поэтому возможны интермодальные или переходные формы чувствительности, занимающее промежуточное положение между традиционными модальностями. Типичным интермодальным ощущением является ощущение вибрации. Другим примером служит «шестое чувство» слепых. Развитие интермодальных ощущеций, позволяющих компенсировать те или иные сенсорные недостатки, подчеркивает значение, которое имеет для развития перцептивных систем наличие конкретной перцептивной задачи.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Читайте также:  Постоянный кашель после еды


Реферат Виды и классификация ощущений
Тип работы: Реферат. Предмет: Психология. Добавлен: 09.01.2012. Год: 2009. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru:


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ И ИХ ФУНКЦИЯХ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1 Понятие ощущения 5
1.2 Свойства ощущений 7
1.3 Физиологические механизмы ощущений 10
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЩУЩЕНИЙ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Всю информацию, которой оперирует человек в процессе познания, он получает посредством сенсорных познавательных процессов, которые возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств с объектами окружающей среды. Познание окружающего мира начинается с ощущений. Ощущение является простейшим познавательным процессом, обеспечивающим функционирование всех более сложных процессов. Ощущения возникают при непосредственном действии свойств и качеств внешней и внутренней среды на органы чувств. Информация о свойствах и качествах предметов и явлений, поступающая от органов чувств, отражается в нашем сознании в форме ощущений и впечатлений.
Ощущение является элементарным сенсорным познавательным процессом, отражающем в форме впечатлений свойства и качества объектов, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущение – это познавательный процесс, а впечатление — это форма отражения действующего на органы чувств раздражителя, возникшая в нашем сознании. Таким образом, ощущение представляет собой процесс превращения поступающей на органы чувств информации в факты сознания. Эта информация существует в нашем сознании в форме разнообразных впечатлений: световых, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных.
Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.
Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие.
Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.
Объект исследования — ощущения человека.
Предмет исследования – виды ощущений.
Проблемой исследования являются различные классификации ощущений в психологии.
Цель работы — проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, рассмотреть различные виды и классификации ощущений.
Задачи:
1. Дать общее понятие ощущений в психологии.
2. Рассмотреть свойства и функции ощущений.
3. Рассмотреть классификации видов ощущений существующие в психологической науке.
Работа состоит из введения, двух глав, экспериментальной части, заключения и списка литературы.
Экспериментальная часть посвящена визуальным ощущениям.

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ И ИХ ФУНКЦИЯХ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие ощущения

Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития [9, с. 96].
Ощущение является одним из простейших познавательных психических процессов. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений при помощи органов чувств. Ощущение является самой первой связью человека с окружающей действительностью.
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением.
Ощущения возникают на основе раздражимости. Ощущение – продукт развития в филогенезе раздражимости. Раздражимость – общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий (допсихический уровень), т.е. непосредственно влияющих на жизнь организма. Раздражение вызывает возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. На ранней стадии развития живого простейшим организмам (пример – инфузория-туфелька) нет необходимости различать конкретные предметы для своей жизнедеятельности – раздражимость является достаточной. На более сложной стадии, когда живому необходимо определять какие-либо предметы, нужные ему для жизнедеятельности, а, следовательно, и свойства этого предмета как нужные для жизнедеятельности, – на этом этапе происходит преобразование раздражимости в чувствительность. Чувствительность – способность реагировать на нейтральные, опосредованные воздействия, не влияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реагирующей на шорох).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.
Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.
Итак, ощущение – это процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на ре-цепторы (органы чувств). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.
Существует несколько классификаций видов ощущений. По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.
По характеру отражения и месту расположения рецепторов классификация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные (рецепторы располо-жены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и экстероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и неспецифическими видами ощущений.
По происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют: протопатические и эпикритические ощущения.

1. Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
2. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.
3. Гершуни Г.В., Соколов Е.Н. Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М. 1975. — с. 227.
4. Глуханюк Н.С., Семенова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 368 с.
5. Дмитриева Н. Ю.Общая психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007.- 128 стр.
6. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
7. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. – 511 с.
8. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
9. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
10. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
11. Максименко С.Д. Общая психология. — М.: Рефл-бук, 2004 — 528 с.
12. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии . — 688.
13. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А. В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002. – 232 с.
14. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002.- 315 с.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
16. Сорокун П.А. Основы психологии. — Псков: ПГПУ, 2005 — 312 с.
17. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 592.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Ссылка на основную публикацию
Пробиотики хилак форте
Дисбактериоз? Диарея? Нарушение микрофлоры кишечника из-за приёма антибиотиков? Метеоризм? Решить эти проблемы с кишечником помогает Хилак форте! Препарат от дисбактериоза...
Причины развития миомы матки
Миома матки – хроническое заболевание тела матки, проявляющееся ростом одного или нескольких опухолевидных узлов в ее мышечных слоях. В результате...
Причины развития судорожного синдрома при столбняке
Столбняк – это тяжёлое, но к счастью редкое раневое осложнение, которое вызывается специфическим возбудителем – бациллой столбняка, представляющей тонкую, подвижную,...
Пробирка для чего применяется
ПРОБИ́РКА, -и, род. мн. -рок, дат. -ркам, ж. Запаянная с одного конца стеклянная трубочка, употребляемая в лабораторной практике. На столе...
Adblock detector