Проблемы с памятью у подростков

Проблемы с памятью у подростков

Ученикам старших классов приходится нелегко – помимо больших учебных нагрузок, им необходимо готовиться к экзаменам для поступления в колледж или в ВУЗ. Будущим выпускникам, у которых хорошо развита память, легче дается обучение, они без труда усваивают большие объемы информации. Поэтому родители нередко стараются заранее развить своего ребенка, чтобы дать ему возможность благополучно пройти вступительные испытания и поступить в хорошее учебное заведение. Так как же улучшить память подростку?

Особенности памяти в подростковом возрасте

Подростковый возраст характеризуется стремлением к независимости от взрослых и бунтарству. В это время в мировоззрении ребенка происходят изменения: если раньше родители являлись непререкаемым авторитетом, объектами для подражания, то теперь приходит понимание, что и они просто люди со своими сильными и слабыми сторонами. По этой причине между взрослыми и детьми случаются конфликты, в спорах подростки любыми методами стремятся доказать свою точку зрения, отвоевать право самостоятельно принимать решения. Педагоги школ советуют родителям: «Тренируйтесь не обращать внимание, такой у детей сейчас возраст».

В это время им гораздо важнее друзья, первые любовные переживания, мода и тренды, чем учеба. И это вполне естественно, так как подростки таким образом познают себя, учатся взаимодействовать с окружающим миром, готовятся к взрослой жизни. Социальная составляющая жизни в этот период очень важна для ребенка, нельзя лишать его общения со сверстниками даже в качестве наказания или стремления повысить его успеваемость в школе. Важно понимать, что помимо уроков, выполнения домашних заданий, занятий с репетитором у подростков должно оставаться личное время, перегружать их ни в коем случае нельзя.

Психологи считают, что в таком возрасте, а именно от двенадцати до шестнадцати лет, происходит основной скачок развития памяти ребенка. Он лучше начинает анализировать полученную информацию, делает из нее собственные выводы. Но из-за того, что учеба для подростка зачастую стоит далеко не на первом месте, становится сложно заставить его больше заниматься и развивать свои интеллектуальные способности.

Так как в этом возрасте ребенку интересно все новое, необычное, стоит отдавать предпочтение тем методикам развития памяти у подростка, которые можно назвать инновационными. Сейчас набирают популярность интерактивные курсы, повсеместно использующие технологии в процессе обучения. Монотонными, скучными занятиями не удастся заинтересовать ученика, а без должной мотивации и результат будет ниже.

Развитие внимания у детей старшего возраста

Современные технологии привнесли в нашу жизнь столько информации, что и у взрослых, и у детей наступил ее переизбыток. Кругозор подростка, активно пользующегося интернетом, намного выше, чем у детей его возраста еще пятьдесят лет назад. Наука, техника, искусство, юмор – сейчас не составит труда найти любую информацию за считанные секунды. Именно эта доступность знаний привела к тому, что они стали меньше цениться у современного человека.

Пользуясь компьютером или смартфоном, мы нет-нет, да и пролистаем ленту новостей, прочитаем статью с цепляющим заголовком. Ребенок отдает свое время ознакомлению с ненужной информацией, а значит, его внимание постоянно переключается с действительно важных задач на развлечения.

Важно понимать, что умение сосредоточиться на решении конкретной задачи, не отвлекаясь на посторонние занятия, является очень важной способностью, которая пригодится в подготовке к выпускным экзаменам, учебе в высшем учебном заведении, а также в карьерной деятельности. Залогом внимания к выполнению любой работы является интерес к ней.

При просмотре интересного фильма или игре в компьютер человек очень увлечен, у него не возникает желания переключиться на что-то другое. Так происходит из-за того, что наш мозг легче усваивает информацию в форме видео. Нашему сознанию нет необходимости напрягаться, как при чтении книг или решении математических задач: мы видим картинку, слышим звуковой ряд, остается только вникнуть в суть повествования.

С запоминанием информации на уроках дела обстоят сложнее: большинство учебных пособий распространяется в форме книг или электронных документов. Ученику необходимо долго концентрироваться на работе, сохранять свое внимание, чтобы усвоить новые знания. Детям с хорошей зрительной памятью это удается легче. Они быстрее выполняют свои задачи, а значит у них остается больше свободного времени, которое можно потратить на развлечения. Чтобы понять, как лучше развивать память подростку, нужно учитывать все его возрастные особенности.

Развитие памяти у подростков 15-16 лет

В 15-16 лет ребенок особенно склонен к подростковому бунту, учеба у него вызывает все меньше интереса. Это связано не только с тем, что у него появилась потребность больше времени проводить с друзьями и за компьютерными играми. Дело в том, что учебная программа современных школ достаточно сложна, детям трудно сохранять высокую успеваемость по всем предметам. Поэтому они стараются реализоваться в тех видах деятельности, которые даются им легче: в общении со сверстниками, творчестве, хобби или спорте.

Чтобы добиться высокой мотивации к учебе, важно делать акцент на развитии памяти у подростков. Когда ребенку достаточно пробежать глазами параграф по истории или обществознанию, чтобы легко усвоить тему, он с большим энтузиазмом станет относиться к выполнению домашних заданий. Также и формулы по алгебре и геометрии будут моментально откладываться в копилке знаний, если у подростка хорошо развита зрительная память.

Еще в начальной школе заметно, что одни ученики быстрее справляются с заданиями, легче усваивают материал, а другие малыши с трудом могут запомнить небольшое четверостишие. Уже тогда можно оценить степень развития памяти.

Когда внимание ребенка рассеяно, а разум настолько перегружен, что порой не способен запомнить и десятка слов, наступило время задуматься о тренировке памяти.

Как улучшить процессы запоминания – советы

Чтобы улучшить память и работу головного мозга ребенка, важно следовать общим рекомендациям врачей и психологов, в первую очередь это касается режима и образа жизни. Вредные привычки, неправильное питание, малоподвижный образ жизни ухудшают здоровье еще формирующегося организма ребенка, повышают вероятность возникновения заболеваний. Конечно, это не может не отражаться и на его успеваемости, ведь, для того чтобы справляться с учебными нагрузками и подготовкой к экзаменам, просто необходимо чувствовать себя хорошо.

Существует множество самых разных методик, чтобы развивать память подростков.

Одни из них направлены на то, чтобы тренировать восприятие информации на слух, другие на то, чтобы развить зрительную память. Заниматься можно и самостоятельно, на образовательных сайтах размещено множество примеров упражнений, направленных на улучшение мозговой деятельности. Однако, чтобы в достаточной мере развить память и внимательность, необходимо тренировать их последовательно, системно. Справиться с этой задачей самостоятельно не всегда удается, а ведь только в таком случае занятия, которые улучшают память, помогут ребенку легче усвоить материал школьной программы.

На помощь приходят различные центры дополнительного образования детей и подростков. В них проходят групповые занятия, которые направлены на улучшения памяти. При выборе такого учебного заведения надо обращать на то, по каким методикам проводится обучение. Не стоит отдавать предпочтение тем центрам, которые обещают достичь повышенных результатов за сжатые сроки.

Внимательно выбирайте те учебные заведения, в которых занятия по развитию памяти ведутся по проверенным временем программам. Они помогут подростковому интеллекту, который пока еще только развивается, улучшить свои способности, чтобы ребенок впоследствии хорошо учился и работал.

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.

Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка.

Читайте также:  Лактация как увеличить количество молока

По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли. И в эту статистику соответственно входят и дети. Это нарушение портит качество жизни ребенка и «закрывает» путь к Успешности. Именно поэтому нужно как можно раньше продиагностировать ребенка у нейропсихолога.

Ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину, быстро утомляется, невнимателен, отвлекается, плохо удерживает внимание.

Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную информацию, инструкции родителей и педагога педагога, внешне производит впечатление «бестолкового». Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликте с родственниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам, комплексу «ущербности» и неполноценности.

Очень часто педагоги и родители детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в нарушении функции памяти, но и в плохом восприятии последовательности слов, зрения, медленном приобретении навыка чтения и т.д. и т.п., причина которого выявляется только с помощью нейропсихологической диагностики и тестирования с опытным нейропсихологом.

Расстройства памяти могут иметь разное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания.

На работу памяти влияют определенные участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий. Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания — гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон — прекращается полностью.

Память функционирует благодаря работе нервных клеток — нейронов. Связь между нейронами обеспечивают нейромедиаторы. Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается. Для того, чтобы установить истинную причину провалов в памяти у ребенка необходимо провести грамотную нейродиагностику

На сегодняшний день можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:

  • общие психофизические состояния, как следствие стрессов и переутомления,
  • последствия тяжелых соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;
  • медикаментозное отравление (в раннем детском возрасте), вакцинация;
  • нарушение памяти вследствие поражений в структурах головного мозга;
  • острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга, атеросклероз мозговых сосудов, спазм сосудов головного мозга и другие, возрастные нарушения;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • задержка развития, интеллектуальные нарушения, задержка речи;

Корректировать нарушения памяти нужно обязательно. И делать это необходимо как можно раньше. Т.к. данное нарушение может стать причиной многих проблем и трудностей у ребенка – психосоматических, неврологических, причин школьной «неуспешности», психологических проблем, комплекса неполноценности и неуспешности.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» есть целый ряд коррекционных программ, позволяющий решить эту проблему раз и навсегда, достичь устойчивый и долгосрочный результат.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных эффектов. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон.

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть нарушения памяти. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

Подростковый возраст 12-17 лет — период больших перемен для ребенка. Изменяется не только его тело, но и психические познавательные процессы, так необходимые для усвоения растущего объема информации и подготовке к экзаменам. Подросток уже мыслит по-другому, чем ребенок, учится рассуждать логически и решать сложные задачи. Чтобы грамотно выстроить познавательные процессы, напрямую отражающиеся на успеваемости ребенка в школе, большое внимание следует уделить развитию его памяти, внимания, мышления и воображения.

Подростковое внимание

Внимание — способность человека сконцентрировать свои познавательные процессы на конкретном объекте с целью его всестороннего изучения. [1]

Одна из главных особенностей развития ребенка в 10-12 лет — он, в отличие от младшего школьника, может управлять своим вниманием. Уровень концентрации подростка на каком-либо виде деятельности носит порой избирательный характер. Простой пример: ребенок очень внимателен и сосредоточен, когда занимается любимым хобби или играет с друзьями, но в школе на уроке он может постоянно отвлекаться, поскольку считает занятие скучным.

Именно невнимательность часто «тормозит» умственное развитие ребенка 13-15 лет и старше, а также становится причиной плохой дисциплины и успеваемости в школе. Но по мнению многих психологов, у этой проблемы скорее социальный характер, она не определяется какими-либо нарушениями в развитии познавательных процессов — ребенок всегда более внимателен к тем объектам, которые ему интересны. Задача родителей — помочь подростку развивать способность концентрироваться. Не менее важную функцию берут на себя учителя в школе — подача учебного материала должна быть интересной и соответствовать возрастной группе детей.

Развивать внимание у подростка крайне важно. Это учит его [2]:

длительное время быть сосредоточенным на конкретной деятельности;

вычленять из списка задач наиболее значимые для себя;

выполнять задачи, состоящие из многих операций;

быстро «переключаться» на выполнение других задач, если этого требуют внешние обстоятельства.

Подростковая память

«Сыну 15 лет. Еще в средней школе у него были проблемы с успеваемостью. В старших классах все стало еще хуже. Основная проблема заключается в том, что сын плохо запоминает и усваивает информацию (в основном, на уроках математики и физики). Совсем не читает, не может как следует выразить свои мысли. Что-то выучив и поняв, он потом благополучно это забывает. Приходится постоянно держать под контролем его успеваемость — напоминать, проверять уроки, созваниваться с учителями, нанимать репетиторов. Но положительных сдвигов до сих пор нет. В следующем году ЕГЭ по биологии, химии и русскому языку. Но я не представляю, как он «соберет» в голове такой объем материала по трем предметам и донесет хоть что-то до экзаменов».

— Марина, мама 15-летнего Саши

Память — комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению полученных ранее знаний и навыков. [1]

В возрасте 10-15 лет у ребенка происходит серьезная «перестройка» процессов запоминания. Отсюда и проблемы с «плохой памятью» у подростка. Он переваривает массу информации, часть которой необходимо запоминать для хорошей успеваемости в школе и дальнейшего поступления в ВУЗ.

Советский психолог А. Н. Леонтьев изучил закономерность развития у детей основных видов памяти — непроизвольной и произвольной. По его мнению, у подростков, в отличие от младших школьников, продуктивность непроизвольного запоминания замедляется с одновременным ростом произвольного. То есть в возрасте 10-15 лет ребенок способен управлять познавательными процессами. Из потока информации он учится вычленять главное и сохранять в памяти именно это. [3]

В целом, развитие памяти у детей 10-12 лет и старше сводится к развитию мышления. Для ребенка вспоминать и воспроизводить тот или иной учебный материал — значит думать и рассуждать. Он устанавливает логические связи между элементами информации, а когда нужно воспроизвести ее, он вспоминает все цепочки.

Читайте также:  К проявлению бессознательного не относятся

Вследствие того, что к старшим классам появляется много новых учебных предметов и усложняется сама школьная программа, у подростков могут начаться проблемы с запоминанием. Память ребенка важно тренировать.

При этом родителям не стоит брать на себя постоянную функцию напоминания, так как это будет демотивировать ребенка. Его память без тренировки станет хуже, а он сам привыкнет, что можно лишний раз не думать — мама напомнит.

Подростковое мышление

Мышление — познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Считается, что оно развивается до высшего уровня позже других психических процессов. [1]

До 10 лет у подростка больше развито формальное мышление. Это последовательность умственных действий по заранее определенным правилам. Но чуть позже все меняется. Развитие ребенка в 12-15 лет — период споров, рассуждений и размышлений. Подросток задает родителям и учителям целый ворох важных для себя вопросов, думает и принимает решения. У него уже накопился некоторый жизненный опыт, что позволяет делать определенные выводы из тех или иных ситуаций, строить планы, приобретать личностные установки. Сейчас у подростков происходит активное развитие математического (критического) мышления.У ребенка появляется желание и умение «копнуть глубже» и найти истину, понять причины разных понятий и явлений, многие вещи он ставит под сомнение.

Даже младшие подростки учатся мыслить логически. Это процесс, при котором ребенок для решения тех или иных задач использует логические понятия и конструкции. Цель логического мышления — получить обоснованный вывод из имеющихся предпосылок. И уже к 13-15 годам дети пытаются рассматривать поставленные задачи разносторонне — анализируют информацию, сопоставляют и обобщают факты, классифицируют данные.

У старших подростков происходит развитие абстрактного и гипотетического мышления. Ребенок, оперируя накопленными знаниями и мыслительным опытом, начинает проявлять интерес к разнообразным философским проблемам (религиозным, экономическим, политическим, этическим), он с блеском в глазах строит планы на будущее, приобретает более глубокий взгляд на окружающий мир. [4]

Подростковое воображение

Воображение — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений и идей. [1]

Развитое воображение может влиять на всю познавательную деятельность подростка, эмоционально-волевую сферу и саму личность. Некоторым детям проще решать задачи, именно представляя сложные математические знаки, а не расписывая решение на бумаге. А другим богатое воображение в совокупности с теоретическим мышлением помогает развиваться творчески — писать стихи, рисовать, моделировать. Скованному, стеснительному ребенку образы в сознании помогают быть более уверенным в себе — сначала он «проиграет» ситуацию в воображении, чтобы в дальнейшем решительно действовать.

Ребенок в возрасте 12 лет уже умеет управлять своим воображением. Он четко видит разницу между вымышленным и реальным миром. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но гораздо богаче фантазий ребенка младшего возраста.

Несмотря на все «бонусы», которое дает воображение, к развитию воображения у подростка 13-15 лет стоит относиться с повышенным вниманием. Когда ребенок с головой погружен в мир переживаний и намеренно уходит из реального мира в свои фантазии, снижается его мыслительная деятельность.

Тесты на уровень развития познавательных процессов

Для диагностики познавательных процессов подростка педагогами и психологами используются разного рода игры, тесты и упражнения. Некоторые из них подходят и для самостоятельной проверки уровня развития ребенка 10-15 лет — его памяти, внимания, мышления и воображения.

Результат любого теста — не окончательный диагноз. Это повод обратить внимание на проблему, обсудить ее с педагогами и психологом.

Тест на кратковременную зрительную память

Для оценки того, как развита кратковременная зрительная память подростка, на практике часто применяется тест «Память на числа». [5]

Подготовьте таймер. Покажите ребенку карточку с таблицей в виде 12 двузначных чисел:

13 91 47 39
65 83 19 51
23 94 71 87

За 20 сек. он должен запомнить как можно больше чисел, а потом воспроизвести их на бумаге в том же порядке, что и на карточке.

Чтобы оценить, как развита память подростка, нужно посчитать количество чисел, которые ребенок успел запомнить. Норма для подростка от 12 лет — 5-7 правильных ответов.

Тест на избирательность внимания

Для изучения внимания среди прочих тестов на практике часто применяется методика Мюнстерберга. [5]

Покажите ребенку карточку с буквами, прописанными в несколько строк. Среди этого бессмысленного текста он должен найти 25 зашифрованных слов. Время работы — 2 мин.

б з е р к а л о в т р г щ о ц э н о м е р з г у ч т е л е ф о н ъ х э ь г ч я п л а н ь у с т у д е н т т р о ч я г щ

ш г ц к п к л и н и к а г у р с е а б е с т а д и я е м т о д ж е б ъ а м ф у т б о л с у ж д е н и е ф ц у й г а х т

й ф л а б о р а т о р и я б о л д ж щ з х ю э л г щ ъ б в н и м а н и е ш о г х е ю ж и п д р г щ х щ н з д м ы с л ь

й ц у н е н д ш и з х ъ в а ф ы п р о л д р а д о с т ь а б ф ы р п л о с л д п о э т е с с а я ч с и н т ь п п б ю н

б ю е г р у с т ь в у ф ц и е ж д л ш р р п д е п у т а т ш а л д ь х э ш щ г и е р н к у ы ф й щ о п е р а т о р э к

ц у у ж д о р л а ф ы в ю ф б ь к о н ц е р т й ф н я ч ы у в с к а п р и н д и в и д з ж э ь е ю д ш щ г л о д ж ш з ю

п р в о д о л а з д т л ж э з б ь т р д ш ж н п р к ы в т р а г е д и я ш л д к у й ф в о о д у ш е в л е н и е й ф р л

Читайте также:  7 дневный детокс

ч в т л ж э х ь г ф т а с е н ф а к у л ь т е т г ш д щ н р у ц т р г ш ч т л р в е р ш и н а н л э щ ц ъ ф е з х ж ь б

э р к е н т а о п р у к г в с м т р х и р у р г и я ц л к б щ т б п л м с т ч ь й ф я с м т щ з а й э ъ я г н т з х т м

Если ребенок не уложился в 2 мин. и не нашел все зашифрованные слова, то уровень концентрация внимания ниже среднего. Все 25 слов, найденные за положенное время, — хороший результат. Если в запасе еще осталось время — отличный результат.

Тест на уровень аналитического мышления

Чтобы установить, как развито аналитическое мышление у подростка 10-12 лет, педагоги часто применяют тест «Исключи слова». [5]

Предложите ребенку проанализировать 15 строк со словами, объединенных по общему родовому признаку. Из каждого набора слов нужно найти лишнее. Время выполнения теста — 5 мин.

Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.

Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён

Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.

Секунда, час, год, вечер, неделя.

Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.

Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.

Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.

Дождь, снег, осадки, иней, град.

Запятая, точка, двоеточие, тире, союз.

Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник.

Ключ: 1. Дерево. 2. Петров. 3. Мясо. 4. Вечер. 5. Горячий. 6. Плавание. 7. Голубой. 8. Техника. 9. Злой. 10. Длина. 11. Предлог. 12. Осадки. 13. Союз. 14. Слагаемое. 15. Круг.

Оцените результат теста, чтобы установить, как развита логика и мышление подростка. Если ребенок дал 10-15 правильных ответов, его аналитическое мышление соответствует возрастной норме. При меньшем количестве правильных ответов уровень аналитического мышления возможно требует развития.

Тест на уровень воображения

В основном, тесты на уровень развития воображения — это опросники, цель которых выявить определенные творческие способности ребенка.

Попробуйте установить, как развито воображение у подростка, ответив утвердительно или отрицательно на ряд вопросов:

Ребенок любит рисовать.

Ребенка сложно оторвать от любимого занятия.

Ребенок постоянно чем-то занят.

Когда ребенок рассказывает какую-то историю, он непременно приукрашивает ее.

Ребенок активен и инициативен в школе и дома.

Ребенок сам выбирает себе одежду, ориентируясь на собственные вкусы.

Ребенок любит слушать музыку.

Ребенок часто рассказывает о красочных снах, которые ему снятся.

Ребенок ярко проявляет эмоции во время просмотра фильма (смеется, плачет).

Большинство ответов «да» — у ребенка среднее или богатое воображение. Большинство ответов «нет» — у ребенка низкий уровень воображения.

Причины проблем с развитием познавательных процессов у подростка

Все познавательные процессы — мышление, память, внимание, воображение — неразрывно связаны друг с другом. У ребенка будет хорошая память, если он внимателен и может концентрироваться на важном. Он учится мыслить при богатом абстрактном воображении и умении запоминать теоретическую информацию.

Какие факторы могут негативно сказываться на развитии познавательных процессов у подростка?

Физическое и умственное перенапряжение.

Повышенная возбудимость нервной системы.

Серьезное увлечение, которое занимает все его время и мысли.

Недостаточная тренировка познавательных процессов.

Как развивать память, мышление, внимание и воображение подростка

Многие особенности поведения ребенка, напрямую влияющие на его успеваемость в школе, — медлительность, рассеянность, повышенная возбудимость — можно преодолеть при развитии основных познавательных процессов.

Как развивать память подростку 10-15 лет и старше? Один из лучших способов — больше читать. Заучивание стихов и пересказ своими словами отрывков текста помогают ребенку структурировать информацию и лучше ее запоминать. Также помогут детские игры на запоминание слов или цифр. Развитие памяти неразрывно связано с развитием уровня внимания и умения концентрироваться на важном.

Как развить логическое мышление у подростка? Можно использовать игровые методики. Это интеллектуальные упражнения, которые научат ребенка думать над поставленными задачами, рассуждать. Чтобы ребенок научился грамотно выражать свои мысли, необходимо развивать абстрактное мышление подростка — предложите ему поделиться впечатлениями о книгах, пересказать сюжет прочитанного. За основу занятий можно взять следующие упражнения, которые можно подавать как забавные задачки [6]:

Составление предложений из 3-4 слов, по смыслу никак не связанных друг с другом.

Выявления общих признаков у 2 слов, не связанных друг с другом по смыслу.

Исключение лишнего слова из целого списка слов.

Подбор синонимов и антонимов к конкретному слову.

Формулировка определений разных слов.

Поиск причин каких-либо событий.

Постепенное усложнение интеллектуальных упражнений поможет в дальнейшем развивать бизнес-мышление у подростка. Ему будет легче коммуницировать с окружающими людьми и достигать поставленных целей.

Как развить фантазию и воображение у подростка? Существующие системы дошкольного и школьного обучения фактически не содержат в себе специальные меры, направленные на развитие у детей воображения. И оно, как правило, не достигает высокого уровня. Поможет развивать фантазию чтение интересных книг и рисование. Можно использовать и специальные упражнения [6]:

Поиск ассоциаций на конкретное высказывание.

Составление ассоциативных цепочек.

Формулировка вопросов по 2 заданным словам.

Чтобы подросток был внимателен на занятиях, лучше запоминал информацию и грамотно формулировал свои мысли, бывает достаточно изменить патологическую модель поведения. На это направлена запатентованная технология модификации поведения 7Spsy. Методика научно обоснована, в ее основе — теории И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др. В процессе занятий с психологом происходит замена негативных установок на позитивные.

Тренировка познавательных процессов у ребенка — это важный шаг на пути к поставленным целям — успешной сдаче экзаменов и поступлению в престижный ВУЗ. Курс модификации поведения поможет подростку по-новому взглянуть на школьные предметы, которые кажутся ему скучными и неинтересными. У ребенка появится мотивация тренировать память, внимание, мышление и воображение.

Программы тренинга отличаются в зависимости от возраста подростка: для 12-15 лет и для 15-17 лет. Младшим подросткам установки даются упрощённые для восприятия, для старших подростков формулировки уже сложнее. Диагностические тесты и набор инструментов так же подбираются с учетом особенностей возраста.

Программа рассчитана на 2-6 недель. Занятия по курсу проходят дистанционно: ребенок занимается самостоятельно, психолог поддерживает его по телефону и e-mail, в онлайн-чатах. Общение в комфортной для ребенка обстановке поможет ему решить развить необходимые способности легко и без лишнего стеснения. Участие в программе полностью конфиденциально, ребенку не придется рассказывать о прохождении программы учителям или своим друзьям.

«Возрастная психология», 2001 г., Г. С. Абрамова

«Возрастная психология. Детство, отрочество, юность», 2005 г., В. С. Мухина

«Психическое развитие ребенка», 2001 г., А. Валлон

«Речь и мышление ребенка», 1994 г., Ж. Пиаже

«Большая энциклопедия психологических тестов», 2005 г., А. А. Карелин

«Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических отделений ХГУ», 1992 г., Е. В. Заика

Ссылка на основную публикацию
Пробиотики хилак форте
Дисбактериоз? Диарея? Нарушение микрофлоры кишечника из-за приёма антибиотиков? Метеоризм? Решить эти проблемы с кишечником помогает Хилак форте! Препарат от дисбактериоза...
Причины развития миомы матки
Миома матки – хроническое заболевание тела матки, проявляющееся ростом одного или нескольких опухолевидных узлов в ее мышечных слоях. В результате...
Причины развития судорожного синдрома при столбняке
Столбняк – это тяжёлое, но к счастью редкое раневое осложнение, которое вызывается специфическим возбудителем – бациллой столбняка, представляющей тонкую, подвижную,...
Пробирка для чего применяется
ПРОБИ́РКА, -и, род. мн. -рок, дат. -ркам, ж. Запаянная с одного конца стеклянная трубочка, употребляемая в лабораторной практике. На столе...
Adblock detector