Психологические причины девиантного поведения подростков

Психологические причины девиантного поведения подростков

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

  • Причины девиантного поведения подростков
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы девиантного поведения подростков
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение девиантного поведения подростков
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Классификация

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентныйтип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Симптомы девиантного поведения подростков

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

Осложнения

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Читайте также:  Асаны при миоме матки

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение девиантного поведения подростков

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Подростковый возраст нередко является самым трудным для ребенка и его родителей, т.к. в этот период наблюдается половое созревание и изменение психических функций, а вместе с ним и поведения. Под девиантным поведением подростков подразумевается совокупность поступков и действий, которые нарушают общепринятые социальные нормы и нравственные ценности.

Такие дети наносят ущерб как себе, так и своим близким.

Что такое девиантное поведение?

Данное состояние является разновидностью психического расстройства. Распространенность его среди подростков 13-18 лет составляет около 50%. Чаще всего с подобной проблемой сталкиваются юноши и девушки из неблагополучных семей, а также сироты и дети, воспитывающиеся в школах-интернатах. Наиболее распространена психологическая причина.

При отсутствии должной помощи со стороны родителей это состояние может привести к асоциальной жизни ребенка (алкоголизму, курению, воровству, дракам, бродяжничеству).

Симптомами этого отклонения являются:

  • апатия;
  • сдержанность в чувствах;
  • замкнутость;
  • попрошайничество;
  • пристрастие к алкоголю;
  • агрессивность;
  • повышенная возбудимость и раздражительность;
  • нежелание учиться в школе;
  • лабильность настроения;
  • увлеченность гаджет-устройствами;
  • прогуливание уроков;
  • частые конфликты с родителями, другими детьми и учителями;
  • истерики;
  • упрямство;
  • употребление запрещенных препаратов;
  • выраженная склонность к абстрактному мышлению;
  • попытки суицида;
  • частые уходы из дома;
  • бродяжничество с плохой компанией;
  • экстравагантность в одежде;
  • неуважение интересов других людей;
  • пренебрежение к нормам поведения и законам;
  • бурная эмоциональная реакция на критику.

Лечение этой патологии предполагает психотерапию (индивидуальные или групповые сеансы), стабилизацию эмоционального состояния, развитие внимания и мышления, повышение интеллекта, занятие спортом и применение лекарств (вспомогательный метод лечения).

Медикаменты назначаются по строгим показаниям и только при наличии в анамнезе психотических расстройств с агрессией и суицидальными наклонностями.

Формы девиантного поведения

Выделяют следующие девиантные формы поведения детей:

  1. Аддиктивную.
    Такие подростки стремятся получить сильные эмоции. Они уходят от реальности посредством употребления наркотических средств, спиртных напитков, курения, токсикомании, а также акцентируют внимание на различных стимулах (мастурбируют, впадают в транс).
  2. Делинквентную.
    Такие подростки начинают вести преступный образ жизни (заниматься вымогательством денежных средств у других детей, воровством, шантажом, насилием, разбоем). Нередко это приводит к судимости.
  3. Патохарактерологическую.
    У таких подростков появляются симптомы психопатии (эпилептоидной, шизоидной или истероидной). Это патологическое состояние, при котором наблюдаются стойкие нарушения поведения и характера, сильно затрагивающие личность подростка.
  4. Гиперспособность.
    Это наименее опасна и наиболее благоприятная форма данной патологии. Такие дети могут проявлять невероятные способности и талант, которые отклоняются от общепринятых норм.
  5. Психопатологическую.
    Для нее характерно присутствие признаков психического заболевания (апатии, приподнятого настроения, возбуждения и выраженной активности).

Различают положительную (ребенок пренебрегает общественными нормами ради творчества и каких-то достижений), отрицательную (польза отсутствует) и нейтральную.

Причины девиантного поведения

Нарушению норм и неправильному поведению детей подросткового возраста способствуют:

  1. Плохое социальное окружение (тесный контакт с детьми из неблагополучных семей, курильщиками, наркоманами, бездомными, бродягами).
  2. Потеря кормильца (воспитание в неполной семье). Для нормального воспитания ребенка в семье должны быть мать и отец.
  3. Недостаточное участие в воспитании ребенка одного из родителей (раздельное проживание, частые и длительные командировки).
  4. Воспитание ребенка в условиях сильного подчинения. Приводит к тому, что подростку все запрещается, и он хочет ощутить вкус жизни.
  5. Отсутствие навыков при контакте с противоположным полом. Это возможно, когда у ребенка нет примера со стороны старших, на который он бы мог ориентироваться.
  6. Частые ссоры в семье.
  7. Неправильное воспитание.
  8. Наличие в семье наркоманов и алкоголиков.
  9. Неправильная работа педагогов.
  10. Наследственная предрасположенность. Дети часто в своем поведении похожи на родителей. Фактором риска является наличие аномальных черт характера у отца или матери.
  11. Недостаточный надзор со стороны родителей.
  12. Нарушение работы центральной нервной системы. Нередко выявляется в анамнезе. Возможно на фоне черепно-мозговых травм (сотрясений, ушибов, диффузного аксонального повреждения) и вирусных заболеваний (энцефалитов).
  13. Резкое изменение гормонального фона (повышение уровня мужских половых гормонов).
  14. Наличие психологических проблем (фобий, комплексов, избыточной мечтательности).

В основе развития этой патологии лежат условия воспитания, физическое развитие и социальное окружение.

Классификация

Первая классификация выделяет следующие типы данной патологии:

  • повиновение (ребенок повинуется как целям, так и средствам их достижения);
  • инновация (ребенок повинуется целям, но не средствам их достижения);
  • ретретизм (полный отказ от социальных норм и правил);
  • ритуализм (сохраняются традиции, но цель исчезает);
  • мятеж (имеется цель установить свои нормы и порядки).
Читайте также:  Можно ли есть яблоки при ангине

Другая классификация (Ф. Патаки) выделяет преддевиантный синдром (враждебность, низкий уровень интеллекта, конфликты в семье, отсутствие желания учиться) и основу (она выделяет пьянство, криминальность, наркоманию и склонность к суициду).

Девиантное поведение детей дошкольного возраста бывает агрессивным, пассивным и вспыльчивым. Агрессия может быть вербальной (дети дразнят окружающих, ругаются и оскорбляют их) и физической (дерутся, обижаются, ломают игрушки, неаккуратно относятся к вещам).

Профилактика

Чтобы предупредить отклонения в поведении подростка, необходимо:

  1. Обеспечить ребенка вниманием и заботой.
  2. Иметь полную семью.
  3. Помогать ему при трудностях.
  4. Научить правильно вести себя со сверстниками и взрослыми людьми (педагогами).
  5. Приучить к труду.
  6. Предоставить ребенку возможность выбора увлечения.
  7. Исключить любые конфликты в семье.
  8. Организовать все необходимые условия для проживания.
  9. Обеспечить полноценное питание.
  10. Уделять время физическому воспитанию подростка.
  11. Подобрать для ребенка хорошую компанию для общения, исключив контакт с наркоманами и бродягами.
  12. Ограничить время, проводимое ребенком за компьютером и телефоном.
  13. Отказаться от физических мер наказания.
  14. Вызвать у ребенка интерес к обучению, посещению различных секций и занятию спортом.
  15. Исключить любые травмы головы.
  16. Подавать правильный пример подростку (не злоупотреблять спиртными напитками на его глазах, вести здоровый и подвижный образ жизни).

Специфическая профилактика отсутствует.

Главная > Курсовая работа >Педагогика

Липецкий государственный педагогический

факультет педагогики и психологии

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЕЯ ПОДРОСТКОВ

Отделения специальной психологии

ГЛАВА 1. Причины девиантного поведения

1.1 Понятие «девиантное поведение»…………………………………..5

1.2 Общие причины девиантного поведения…………………………..7

1.3 Пьянство и алкоголизм……………………………………………. 8

1.4 Наркомания………………………………………………………….11

1.5 Суицидальное поведение……………………………………………14

1.6 Проституция………………………………………………………….17

1.8 Агрессия и агрессивное поведение…………………………………21

Глава 2. Экспериментальное исследование

2.1 Описание экспериментальной ситуации……………………………24

2.3.Анализ и интерпретация результата………………………………….27

Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире остается актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением причин и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации.

Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой.
Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным.

Ведь можно заметить, что среди молодежи усилилось вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи, 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения.

Целью данной работы является рассмотрение причин для «отклоняющегося поведения» подростков.

Объект – причины девиантного поведения подростков.

Предмет – подростки с отклоняющимся поведением.

1. Изучить научную, психолого-педагогическую и методическую литературу.

2. Раскрыть понятие девиантное поведение и девиантный подросток.

Читайте также:  Анализ на псориаз как называется

3. Выявить причины, влияющие на развитие девиантного поведения у подростков.

Гипотеза нашей исследовательской работы: можно предположить ,что одой из составляющих причин отклоняющего поведения подростков, может являться агрессивное поведение.

ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

1.1 ПОНЯТИЕ «ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Под отклоняющимся (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются:

1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет психологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно . Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма». В теории организации сложилось единое – для естественных и общественных наук – понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем – это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это – естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее. Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников).

1.2 ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Важным фактором отклонений в развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию девиантного поведения:

— дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;

— нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

— асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями мало мотивированной «семейной жестокости» и насилия. Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно — ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и адаптации. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие — вовлечены в преступную деятельность.

Девиантного поведения так же выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, произошло расслоение общества на богатых и бедных; увеличилось количество безработных, инфляция, коррупция . Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто «послабее» сводит счеты с жизнью. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

Ссылка на основную публикацию
Псириаз
Псориаз - болезнь коварная и опасная. Как справляться с ее проявлениями и вернуть качество жизни? - Александр Михайлович, страдаю псориазом...
Прыщ в правом ухе примета
Появление высыпаний на коже доставляет хлопоты каждому человеку. Воспалительный процесс может быть знаком свыше о предстоящих переменах или невзгодах. Подкожные...
Прыщ вики
Прыщами называют болезненные точечные воспаления на коже, часто с гнойным или серозным содержимым внутри. На языке медицины их называют acne...
Психиатр сергей смирнов
Смирнов Сергей Николаевич, найдено отзывов: 7 , опыт работы: 36 лет Помощь при: депрессиях, неврозах, тревожных состояниях; раздражительности, агрессии, гневе;...
Adblock detector