Психологический компонент гестационной доминанты

Психологический компонент гестационной доминанты

Бударина В.А., Аранович И.Ю.

В России ежегодно происходит 10-11 тысяч случаев отказа от детей. Если учесть, что в России родильных домов и отделений 2245, получается, что на один родильный дом приходится около пяти отказов. К отказу от детей приводит комплекс психологических и социальных причин. К психологическим причинам отказа от детей можно отнести присутствие у беременных женщин неоптимальных типов психологического компонента гестационной доминанты.

На развитие того или иного типа психологического компонента гестационной доминанты влияет ряд факторов. Мы предполагаем, что ценностные ориентации беременных женщин влияют на развитие того или иного типа гестационной доминанты.

Целью нашего исследования является изучение таких личностных особенностей женщин в период беременности, как механизмы психической саморегуляции, направленность на создание условий для развития будущего ребенка, отношение женщины к своей беременности, стереотипы поведения , и влияние ценностных ориентаций на их формирование.

Объект исследования — ценностные ориентации личности. Предмет исследования -психологические закономерности формирования личностных особенностей в зависимости от ценностных ориентаций беременных женщин.

В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по теме ценностных ориентаций беременных женщин.

2. Определить ведущие типы психологического компонента гестационной доминанты.

3. Установить взаимосвязь развития типа психологического компонента гестационной доминанты с ценностями женщин в период беременности.

Для достижения цели исследования был выбран комплекс тестовых методик: Тест отношений беременной (И.В.Добряков), Методика Ценностные ориентации. ( М. Рокич), Тест смысложизненных ориентаций (Дж. Крамбо, адаптированный Д.А. Леонтьевым), Опросник личностных ориентаций ( Э. Шостром, адаптация Л.Я Гозман).

Данное исследование с помощью определения ценностных ориентаций у женщин на ранних этапах беременности и при ее планировании поможет предположить тип психологического компонента гестационной доминанты, что даст возможность провести профилактику и коррекцию ее неоптимальных типов.

психологический гестационный беременность нежелательный

Проблема снижения рождаемости и депопуляции коренного населения в развитых странах на фоне высокого уровня жизни ставит в ряд приоритетных задач изучение социально — психологических аспектов деторождения и родительства. Неслучайно, тема психологии беременности, в последние несколько лет, стала активно разрабатываться в рамках социально-психологических исследований. Сейчас, когда деторождение уже не является единственной сферой самореализации женщины, важно понять, каким является внутреннее содержание переживания беременности, смысл и цель рождения ребёнка для современной женщины. Посредством каких социально-психологических факторов можно влиять на становление и развитие родительских ролей супружеской пары, превращать беременность в значимое жизненное событие, оптимизировать процессы протекания беременности и родов и способствовать формированию ценностно-смыслового отношения к материнству и родительству.

Обширное поле психологических описаний беременности не содержит пока целостной теории, основные положения которой можно применять в практической работе с семьей в процессе ожидания ребёнка и в разработке социально-психологических программ сопровождения беременности. В то же самое время, подготовка к родам и родительству, психологическая работа с беременными становится сейчас достаточно популярной. Различные школы материнства предлагают всевозможные программы психологического сопровождения беременности, не всегда обоснованные и эффективные. В настоящее время мы можем указать несколько основных подходов к проблеме психологического сопровождения беременности. Каждому из них соответствует свое понимание беременности и связанное с этим представление о целях и задачах решаемых психологом при работе с данной категорией клиентов. Однако нужно отметить, что наблюдается спутанность понятий, описывающих физический, психологический и духовный план человека и уровней рассмотрения данной проблемы. Назрела острая необходимость разработки комплексных моделей психологического сопровождения беременности, основанных на системных исследованиях психологических аспектов этого феномена изучения особенностей вожделенной и нежеланной беременности.

Большинство исследователей считают, что психологическая специфика беременности является социально-психологической и возникает как результат прошлых или актуальных отношений беременной со значимыми другими. В силу чего, модель сопровождения беременности, основанная на социально-психологическом подходе к данному феномену, может оказаться наиболее соответствующей задаче оптимизации процессов протекания беременности и родов, подготовке к материнству и родительству.

В настоящее время традиционные представления о течении беременности и развитии плода, о взаимоотношениях в системе «беременная — плод» пересматриваются с учетом имеющихся в мировой науке наработок. Открываются новые возможности воздействия на развитие плода, течения беременности и родов, профилактики нервно-психических нарушений у новорожденных и малышей, что имеет большое практическое значение.

В процессе развития можно выделить периоды, в которые отмечается особо интенсивное становление и развитие определенных органов и систем. В эти периоды именно они характеризуются повышенной уязвимостью к повреждающим воздействиям.

Были установлены следующие критические периоды онтогенеза (Анохин П.К., 1966; Светлов П.Г., 1966;):

— 5-6 день зачатия (период имплантации);

— 4-6-я неделя беременности (период развития плаценты);

— 20-24-я недели беременности (бурное становление многих систем организма, приобретающих к концу этого периода особенности, свойственные новорожденным) [12].

О.А. Соколовой было установлено, что на формирование эмоциональной сферы ребенка наибольшее влияние оказывают факторы, воздействующие на него в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев внутриутробного развития (2001).

Читайте также:  Повышение белка в крови у ребенка

Испытываемые матерью эмоции испытывает и плод, так как плацентарный барьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины. Эмоции, превалирующие во время беременности (особенно такие, как страх, агрессия), отмечались после рождения и у ребенка.

Таким образом, состояние беременной женщины, особенно в критические периоды развития органов и систем плода, может существенно влиять на его развитие в целом, на особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его постнатальное развитие и здоровье.

В процессе изучения особенностей протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины И.А. Аршавский, основываясь на учении А.А. Ухтомского о доминанте, предложил понятие гестационной доминанты (отлат. Gestation — беременность, dominans — господствующий) (1967). Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма беременной женщины на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры. [14]

Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты. Они соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание и рождение ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты представляет собой интерес для психологов, однако в настоящее время исследован он значительно хуже физиологического. [8]

Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся при возникновении беременности и формирующих у беременной женщины поведенческие стереотипы, направленные на сохранение гестации и на создание условий для развития будущего ребенка. Особенности ПКГД проявляются в отношениях женщины к своей беременности, к ее будущему ребенку. [8]

В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный (Добряков И.В., 1996).

Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, супружеские отношения зрелые, гармоничные, беременность желанна обеими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женской консультации, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания здорового ребенка.

Гипогестогнозический (греч. hypo — приставка, означающая слабую выраженность; лат. Gestation — беременность; греч. Gnosis — знание) тип ПКГД встречается у женщин двух возрастных групп: младшей и старшей. Представительницы этих двух групп весьма отличаются друг от друга.

Женщины младшей возрастной группы характеризуются некоторой инфантильностью. Беременность у большинства из них незапланированная. Многие из них учатся в институте и не желают брать академический отпуск («чтобы не отстать от группы»), продолжают заниматься с прежней интенсивностью, сдавать экзамены, посещают дискотеки, занимаются спортом, не ограничивают себя в употреблении сигарет и спиртного. Так, беременность они воспринимают как досадную помеху, которую стараются «не замечать», не задумываясь о предстоящих родах, материнских обязанностях. [11]

Старшая возрастная группа включает зрелых женщин, также не желающих менять свой жизненный стереотип. Большинство из них имеет высшее образование. Они планировали беременность, так как справедливо опасались, что с возрастом риск возникновения осложнений течения беременности и родов повышается. Однако эти женщины, как и представительницы первой группы, не склонны менять жизненный стереотип. Многие из них имеют хорошую профессию, увлечены работой, некоторые занимают руководящие посты. У них не хватает времени, да и желания встать на учет, посещать врачей, выполнять их назначения.

К посещению курсов дородовой подготовки большинство женщин этой группы относятся скептически, что сказывается на течении беременности и родов. У многих после выписки отмечается повышенный уровень тревожности. Обязанности по уходу за малышом тяготят, женщины стараются переложить их на родственников, как можно быстрее вернуться к прежнему образу жизни. Воспитание детей осуществляется ими по типу гипопротекции, что приводит к появлению у детей невротических реакций.

Выявление гипогестогнозического варианта ПКГД является показанием психотерапии беременной женщины. Психотерапевтические задачи при этом могут быть разными: улучшение супружеских отношений, коррекция иерархии ценностей, снижение уровня тревожности, повышение эмпатии и ответственности и т.д. [9]

Практика показывает, что своевременное выявление и коррекция гипогестогнозического варианта ПКГД положительно влияет на течение беременности и родов, способствует формированию материнских функций и «надежного» типа привязанности ребенка к матери, что способствует нормальному развитию и хорошему состоянию здоровья ребенка.

Эйфорический (греч. Eu — хорошо, phero — переносить) тип ПКГД часто отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия.

Нередко беременность становится средством манипуляции, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания агравируются, трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы ими посещаются, но далеко не ко всем советам они прислушиваются, не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Читайте также:  Сладкий привкус при кашле

Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т.п.). В других случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, но, к сожалению, беременные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь. При этом типе ПКГД чаще всего в семейном воспитании формируется доминирующая гиперпротекция, нередко отмечается повышенная моральная ответственность. Выражена воспитательная неуверенность матери. Нередко и вынесение конфликта между супругами, в сферу воспитания, обусловливающее противоречивый тип воспитания. [14]

Депрессивный тип ПКГД проявляется, прежде всего, в резко сниженном фоне настроения беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может начать утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто возникают дисморфоманические идеи. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В некоторых семьях подобное поведение будущей матери может действительно ухудшить ее отношения с родственниками, объясняющими все капризами, не понимающими, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет состояние. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничтожения, обнаруживаются суицидальные тенденции. Гинекологу, акушеру, психологу — всем, кто общается с беременной, очень важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщину на консультацию к психотерапевту или психиатру, который сможет определить невротический или психотический характер депрессии.

Итак, определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации вынашивания и рождения ребенка, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания.

Оптимальный тип ПКГД — залог успешного развития здорового ребенка. Если женщина здорова, любима, беременна желанным ребенком, у нее оптимальный тип гестационной доминанты, она не испытывает острых стрессов, то плод находится в состоянии комфорта, безопасности и хорошо развивается. О. Ранк называл внутриутробное существование ребенка «раем» [17]

На основе учения А. А. Ухтомского о доминанте И. А. Аршавским было предложено понятие «гестационной доминанты» (от лат. gestatio — беременность, do-minans — господствующий). Оно наиболее удачно отражает особенности протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины (Аршавский И. А., 1967). Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования, под влиянием факторов внешней и внутренней среды, стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры.

Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты, которые, соответственно, определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вынашивание, рождение и выхаживание ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) вызывает особый интерес перинатальных психологов и психотерапевтов. Он представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы.

В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними, было выделено пять типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный (Добряков И. В., 1996).

Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, супружеский холон зрелый, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременность наступила, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребенка.

Гипогестогнозический тип ПКГД (от греч. hypo — приставка, означающая слабую выраженность; лат. gestatio — беременность; греч. gnosis — знание) нередко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Среди них встречаются как юные студентки, так и женщины, которым скоро исполнится или уже исполнилось 30 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, заниматься спортом, ходить в походы. Беременность у них часто незапланированная и застает врасплох. Женщины второй подгруппы, как правило, уже имеют профессию, увлечены работой, нередко занимают руководящие посты. Они планируют беременность, так как справедливо опасаются, что с возрастом повышается риск возникновения осложнений. С другой стороны, эти женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них «не хватает времени» встать на учет в женскую консультацию, посещать врачей, выполнять их назначения.

Читайте также:  Пониженный креатинин в крови что это значит

Женщины с гипогестогнозическим типом ПКГД нередко скептически относятся к курсам дородовой подготовки, пренебрегают занятиями. После родов у них часто отмечается гипогалактия. Уход за детьми, как правило, передоверяется другим лицам (бабушкам, няням), так как сами матери «очень заняты». Нередко этот тип ПКГД также встречается у многодетных матерей. Чаще всего ему сопутствуют такие типы семейного воспитания, как гипопротекция, эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств.

Эйфорический. тип ПКГД (от греч. ей — хорошо; phero — переносить) отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Нередко беременность у них становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются и не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т. п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохондричностыо. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, однако беременные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь. К сожалению, именно неправильные действия медицинских работников довольно часто способствуют повышению тревоги у женщин. В этих случаях повышенный уровень тревожности у беременной женщины должен расцениваться как ятрогенный (от греч. iatros — врач; genes — порождающий), то есть связанный с неправильным оказанием медицинской помощи. Большинство беременных женщин с этим типом ПКГД нуждаются в помощи психотерапевта. Став матерями, они отличаются повышенной моральной ответственностью, неуверенны в своих силах и способностях воспитывать ребенка. Воспитание детей чаще всего носит характер доминирующей гиперпротекции. Нередко и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, обусловливающее противоречивый тип воспитания.

Депрессивный тип ПКГД проявляется, прежде всего, резко сниженным фоном настроения у беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто у нее возникают мысли о собственном уродстве, то есть возникают дисморфоманические идеи (от греч. dys — приставка, означающая расстройство, morphe — форма, mania — одержимость). Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В некоторых семьях подобное поведение будущей матери может действительно ухудшить ее отношения с родственниками, объясняющими все капризами, не понимающими, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет ее состояние. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, обнаруживаются суицидальные тенденции. Гинекологу, акушеру, психологу, всем, кто общается с беременной, очень важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщину на консультацию к психотерапевту или психиатру, который сможет определить невротический или психотический характер депрессии и провести соответствующий курс лечения. К сожалению, депрессивный тип ПКГД, как и тревожный, нередко формируется у беременной женщины в связи с неосторожными высказываниями, поступками медицинского персонала, что является ятрогенным. Отклонения в процессе семейного воспитания при этом типе ПКГД аналогичны тем, что развиваются при тревожном типе, но более выражены. Встречаются также эмоциональное отвержение, жестокое обращение. При этом мать испытывает чувство вины, усугубляющей ее состояние. готовность материнство гестационный доминанта

Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации, при которой вынашивался и родился ребенок, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания.

Тип ПКГД отражает, прежде всего, личностные изменения и реакции женщины, то есть изменения в системе ее отношений. О типе психологического компонента гестационной доминанты можно судить, основываясь на результатах исследования значимых отношений беременной.

Ссылка на основную публикацию
Псириаз
Псориаз - болезнь коварная и опасная. Как справляться с ее проявлениями и вернуть качество жизни? - Александр Михайлович, страдаю псориазом...
Прыщ в правом ухе примета
Появление высыпаний на коже доставляет хлопоты каждому человеку. Воспалительный процесс может быть знаком свыше о предстоящих переменах или невзгодах. Подкожные...
Прыщ вики
Прыщами называют болезненные точечные воспаления на коже, часто с гнойным или серозным содержимым внутри. На языке медицины их называют acne...
Психиатр сергей смирнов
Смирнов Сергей Николаевич, найдено отзывов: 7 , опыт работы: 36 лет Помощь при: депрессиях, неврозах, тревожных состояниях; раздражительности, агрессии, гневе;...
Adblock detector