Психотерапевтические сказки для детей 3 4 лет

Психотерапевтические сказки для детей 3 4 лет

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки

Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.

Сказкотерапия существует с давних времен. Возможно, тогда ее не рассматривали, как способ лечебного воздействия, но мифы, легенды, притчи и сказания всегда несли в себе некий смысл, послание, решение какой-то проблемы, понимание, что есть добро и зло. Сказкотерапия подходит для детей довольно раннего возраста, когда малыши начинают понимать речь. С возрастом сюжет усложняется. Когда ребенку трудно разобраться с тем, что с ним происходит, как поступить в сложной ситуации, можно придумать для него сказку – это и безопасно, потому что это не про него самого, а про зайку и мишку, и интересно.

Психотерапевтические сказки всегда глубоки, проникновенны, часто посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и жизненному пути. Сказки помогают в работе с детскими страхами, агрессией, гиперактивностью. Вовремя рассказанная сказка для ребенка означает столько же, сколько психологическая консультация для взрослых. Терапевтические сказки помогают там, где другие психологические техники могут оказаться бессильны. Сказкотерапия по сравнению с другими подходами практически не имеет ограничений. Нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча и т. д. Также этот метод может применяться для работы с детьми с особенностями развития».

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела.

Сказкотерапия для детей.

Духовная природа человека соткана из множества образов, символов и смыслов, корни которых уходят глубоко в предыдущие поколения. Жизненный опыт, накопленный нашими предками, не пропадает зря, а является нам сквозь мифы, сказки и притчи.

Задолго до первых рукописей и книг легенды и сказания передавались из уст в уста. Они помогали человеку разобраться в себе и окружающем мире, давали примеры образа действий и поступков, учили добру и злу, открывали смысл жизни. Знакомые с детства, дошедшие до нас сказки, имеют огромную силу. Минуя рациональный рассудок и логику, эта сила образов и аллегорий воздействует на наши чувства и эмоции, проникает в бессознательное и отражается в повседневной деятельности.

Что такое сказкотерапия.

Согласитесь, было бы большим упущением не использовать такой значительный ресурс на благо себе. Ведь сказка может воспитать ребенка, а так же помочь в решении каких либо проблем. И совершенно неудивительно, что сказка превращается в тонкий, и в то же время мощный инструмент психологической помощи.

Практическая психология знает много эффективных подходов и методик, с помощью которых психотерапевты помогают детям справиться с их проблемами, решить проблемы характера, наладить отношения, справиться с трудностями.

Один из таких методов, метод психологической работы с детьми является сказкотерапия.

И так давайте знакомится с таким интересным направлением.

Сказкотерапия для детей — одно из удачных и продуктивных направлений современной практической психологии! Популярность этого направления неизменно растет, что объясняется широкой функциональностью и универсальностью сказкотерапии. Работа со сказками отлично подходит и взрослым и детям.

Читайте также:  Колоноскопия исследование толстого кишечника

Какая польза от сказок для детей.

Знания о влиянии сказочных образов на человеческую психику позволяют эффективно использовать сказки в образовательных и воспитательных целях, для коррекции поведения и личностного развития.

С помощью сказок ребенок сможет:

  • Узнать и выучить новые слова, формулировать мысли,
  • Фантазировать и развивать воображение;
  • Расширять свои знания об окружающем мире;
  • Сформировать положительные черты характера;
  • Различать добро и зло, ценить любовь и дружбу;
  • Находить поддержку;
  • Скорректировать свое поведение на бессознательном уровне;
  • Решить проблемы своего характера;
  • Наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтных ситуаций;
  • Справляться с психосоматическими проявлениями.

Сказка настолько увлекает ребенка, что он, не заметно для себя, начинает принимать правильное поведение и проецировать его на себя. Сказка всегда понятна детям.

С какого возраста можно заниматься.

Сказки можно читать в любом возрасте. Это полезное и увлекательное занятие.

Возраст 3-7 лет характерен творческим, художественным восприятием окружающей действительности. В этот период без сказки никак нельзя.

В этом возрасте сказка — это ненавязчивый, обучающий и корректирующий инструмент.

В разные годы ребенок , по- разному воспринимает сказку.

Например: в 3-4 года ребенок в сказке замечает главного героя, его интересует его внешний вид, действия и поступки.

В 4-6 лет ребенок уже оценивает героев и события, а так же оценивает поступки и действия которые совершили герои, так как у ребенка расширяется круг представлений и появляется жизненный опыт.

Как заниматься.

В сказкотерапии для детей используются разные виды сказок.

Дидактические сказки – это когда в игровой сказочной форме ребенку преподносится учебный материал. В дошкольном возрасте такие сказки незаменимы.

Психотерапевтические сказки – это когда в сказке решается проблема ребенка. То есть подбирается сказка именно под конкретную проблему ребенка. В этой истории, сказочный сюжет схож с реальной проблемой ребенка. В сказке присутствует решение проблемы.

Дети воспринимают сказочные истории, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок и вместе с героем погружается в его трудности и радости, «примеряет» на себя происходящие обстоятельства в сюжете. У ребенка есть возможность оценить себя со стороны. И если в обычной жизни он столкнется с примерной ситуацией, то он будет уверенней решать такой вопрос, так как он покажется ему знакомым.

Работа с психотерапевтическими сказками.

  1. Определитесь, какая проблема есть у ребенка. А может вы, что-то хотите подкорректировать.
  2. Подберите сказку, которая будет соответствовать решению Вашего вопроса.
  3. Читая сказку ребенку, акцентируйте его внимание на том, что Вы хотите донести до ребенка. Но растолковывать мораль не надо.
  4. Обсудите с ребенком прочитанное, пускай он выскажет свое мнение.
  5. Одноразового прочтения сказки не достаточно. Чтобы добиться максимального результата, надо прочитать несколько сказок на аналогичными ситуациями.
  6. Постоянно использовать психокорекционные сказки не стоит. Применяйте их дозировано, по необходимости.
  7. Добавьте юмора, это всегда сближает родителей и детей.

Работа со сказками может принимать различные формы – ребенку можно предложить послушать, продолжать, придумывать или разыгрывать сказочные сюжеты с помощью изобразительных и творческих приемов. В результате использования сказкотерапии ребенок будет способен найти решение сложных жизненных вопросов и обнаружить в себе силы для преодоления трудностей.

Читайте также:  Боль в желудке отрыжка тошнота лечение

Родитель выступает посредником между нуждающимся в психологической помощи ребенком и многовековой мудростью сказок. Таким образом, очень бережно и мягко происходит усвоение ребенком важного житейского опыта, которого порой так не хватает в реальной жизни.

Если вы придерживаетесь строгих взглядов, то по первому впечатлению слушать сказки вам может показаться чем-то несерьёзным. Однако это совсем не так. Созданные сказками образы воспринимаются фактически на бессознательном уровне, поэтому их воздействие очень эффективно и бережно. Этот метод создает безопасные условия для решения определенной проблемы, а позитивные изменения не заставляют себя ждать. Сказкотерапия для детей применяется и при сильных стрессах, и при конфликтных ситуациях. Работа со сказкой дает быстрые положительные результаты, снимая психическое напряжение. Пространство сказки расширяет внутреннюю свободу, что способствует выходу за рамки обыденности, позволяет взглянуть на ситуацию со стороны и обнаружить недостающие ресурсы.

Кроме того, сказкотерапия для детей отлично совмещается с методами арт-терапии. Например, сказочная песочная терапия нравится, как детям, так и взрослым, и решает при этом широкий спектр психологических и педагогических задач. С помощью сказкотерапии вы смоделируете будущее Вашего ребенка, чтобы претворить в жизнь, написанную вами чудесную и яркую сказку!

Интересно почитать

Профилактические сказки вооружают детей социальными умениями, знакомят детей с правилами жизни, способами общения с другими людьми и с возможными схемами поведения в различных ситуациях. Воспитание характера сказкой научит малыша разбираться в своих ощущениях, разнообразит палитру его эмоций и избавит от множества капризов! Рассказывайте ребёнку сказки!

Лечебно-психологические сказки незаметно воздействуют на ребенка и помогают ему разобраться в своих ощущениях и решить многие психологические проблемы или выбрать возможные варианты выхода из тупиковых ситуаций.

Создавая терапевтическую сказку, нужно исходить из проблемы своего ребенка:

  1. Трудности в общении : необщительность, замкнутость ребенка, обидчивость и т.п.
  2. Проблемы в поведении:агрессивность, жестокость, грубость, лживость и т.п.
  3. Эмоциональные и личностные проблемы : плохое настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность, неуверенность ребенка в себе, излишняя скромность и т.п.
  4. Проблемы, связанные с умственным развитием : неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д..
  5. Неврологические проблемы: нервозность, тики, повышенная утомляемость, плохой сон и т.д.

Зная проблему своего ребенка, вы можете использовать готовые психотерапевтические сказки или сами их сочинять для своего ребенка, используя следующую последовательность:

Зачин. Выбираем героя похожего на ребенка (по полу, возрасту и характеру). Для детей 3-4 лет героем может быть игрушка, маленькие человечки, животные. В 5-6 лет – принцессы и принцы, феи и волшебники.

Проблемная ситуация. Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на ситуацию ребенка. Описываем все переживания героя.

Пути решения. Герой разбирается в данной проблемной ситуации, ищет выход из создавшегося положения, анализирует, что получится, если он поступит тем или иным образом.

Кульминация. Герой сказки справляется с трудностями.

Развязка. Хорошие герои побеждают, плохие наказываются.

Мораль сказки. Герой делает выводы из происходящего, возможно понимает свою неправоту и меняется в лучшую сторону.

Итак, попробуем сочинить свои психотерапевтические сказки.

Жил в одном лесу маленький ежик. Однажды пошел он грибы собирать. Идёт ёжик, по сторонам смотрит, вдруг слышит – трава шелестит. Испугался ёжик, свернулся клубочком и дышать перестал. Потом успокоился, пригляделся, а это жучок с травой играет. Пошел ёжик дальше. А тут сова – как ухнет. Ёжик глаза от страха зажмурил и колючки выставил. Когда всё стихло, открыл ёж один глаз, другой, видит — нет совы. Развернулся ёжик и осторожно стал дальше пробираться.

Читайте также:  Чем помогает магнитотерапия

Тут видит — мчится ему навстречу серый комочек с длинными ушами, а за ним волк гонится. Испугался ёжик, затрясся. Но потом подумал: «А зайцу-то ещё страшнее, чем мне». Бросился ёжик волку под ноги и свернулся клубочком. Покатился волк кубарем, упал в канаву и завыл: «У-у-у».

Вот каким ёжик смелым оказался!

Мальчик Гоша очень боялся привидений. Он даже спал с включенным светом. Но все равно, каждую ночь, когда Гоша ложился спать, они появлялись в его комнате. Гоша звал маму, мама приходила, но привидение тут же исчезало. Гоша плакал, рассказывал маме про привидение. Мама, конечно, не верила и уходила к себе.

Однажды Гоше на Новый год Дед Мороз подарил фотоаппарат. Первым делом Гоша решил сфотографировать привидение, чтобы показать фотографию маме. Он лёг спать, положил фотоаппарат под подушку и стал ждать. Вскоре появилось привидение, Гоша достал фотоаппарат и быстро сделал несколько снимков.

Утром он стал показывать снимки маме. Но… ни на одной фотографии приведения не оказалось. «Так значит приведений нет?» — удивился Гоша. «Конечно нет», — засмеялась мама.

С тех пор к Гоше никогда больше не приходили приведения, да и как они могли приходить – привидений же нет!

Одна девушка, гуляя по лесу, потеряла свое колечко. Села она на пригорок и заплакала. Собрались вокруг плачущей девушки разные лесные звери и птицы. Сова сказала: «Не плачь, у меня глаза такие зоркие, что я найду твое кольцо». Заяц сказал: «Не плачь, я такой быстрый, что обегу весь лес и найду твоё кольцо». Мышка сказала: «Не плачь, я очень юркая – в каждую дырочку загляну и отыщу твое кольцо». Но однако же никто из них даже не сошел с места, они только сидели и рассуждали. Зато муравьи ничего не сказали и ничего не обещали. Они разбежались по лесу, нашли кольцо и принесли его девушке.

В далекой Индии жил-был слоненок. Он был большой и сильный, но почему-то думал, что он слабый и маленький. Мама всегда ему говорила: «Когда вырастешь — будешь царем зверей». Но слоненок не верил: «Нет, скорее тигр будет царем зверей, чем я». А тигренок поддакивал: «Да, когда я вырасту, я буду царем зверей, потому что я самый сильный и смелый». Но когда слоненок и тигр выросли, произошла одна случайность. Наш слоненок, который к тому времени стал могучим слоном, случайно наступил спящему тигру на хвост. Тигр жалобно завизжал и закричал: «Слон! Ты самый сильный, самый смелый и самый главный! Ты — царь зверей! Только уйди с моего хвоста!». Тогда слон наконец понял, что он и вправду самый сильный и достоин быть царем зверей!

Будем рады, если вы дополните статью, и мы совместными усилиями создадим некую базу терапевтических сказок.

Ссылка на основную публикацию
Псириаз
Псориаз - болезнь коварная и опасная. Как справляться с ее проявлениями и вернуть качество жизни? - Александр Михайлович, страдаю псориазом...
Прыщ в правом ухе примета
Появление высыпаний на коже доставляет хлопоты каждому человеку. Воспалительный процесс может быть знаком свыше о предстоящих переменах или невзгодах. Подкожные...
Прыщ вики
Прыщами называют болезненные точечные воспаления на коже, часто с гнойным или серозным содержимым внутри. На языке медицины их называют acne...
Психиатр сергей смирнов
Смирнов Сергей Николаевич, найдено отзывов: 7 , опыт работы: 36 лет Помощь при: депрессиях, неврозах, тревожных состояниях; раздражительности, агрессии, гневе;...
Adblock detector