Сдвг в неврологии у детей

Сдвг в неврологии у детей

09 Янв Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Многим детям свойственны непоседливость, неумение долго заниматься скучным делом или заставить себя сосредоточиться на том, что не нравится. Однако иногда эти и другие подобные черты выражены слишком ярко и становятся симптомами неврологического расстройства, называемого синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Об этом синдроме врачебному сообществу известно достаточно давно, хотя до сих пор с ним связаны различные мифы и предрассудки. Родителям важно помнить, что в настоящее время существуют успешные техники по коррекции этого синдрома, и во многих случаях гиперактивность и дефицит внимания можно взять под контроль. Главное – обратиться к соответствующим специалистам.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности?

СДВГ – это нарушение развития, которое проявляется в раннем дошкольном возрасте и может выражаться в импульсивности, невнимательности, крайней неусидчивости, сложностях в следовании инструкциям и правилам. Врачи выделяют следующие типы СДВГ:

  • более выражен синдром гиперактивности;
  • более выражен дефицит внимания;
  • смешанный тип.

Точную диагностику проводит невролог. Как правило, диагноз ставится детям, достигшим 6-7 лет. В этом возрасте ребенок способен пройти специальные тесты, и по их результатам врач может с уверенностью сказать, есть ли у юного пациента синдром СДВГ или нет. Впрочем, порой первые признаки заболевания проявляют себя гораздо раньше – с 2 лет. Направить к неврологу могут психолог, педиатр, воспитатели и учителя, которые указывают родителям на соответствующие особенности в поведении сына или дочери.

Важная проблема этого расстройства связана с тем, что некоторыми взрослыми оно воспринимается просто как недостаток воспитания. Мать и отец стараются силой заставить чадо быть усидчивее и покладистее – в ход идут наказания, излишняя строгость и другие подобные приемы. Однако они не помогают, потому что ребенок физически не способен контролировать импульсивность, умение сконцентрироваться, сосредоточиться на одном деле и т.д. – для этого ему нужна помощь специалиста. Если дети ее не получают, проблемы переходят с ними во взрослый возраст, причиняя неудобства как им самим, так и окружающим.

Признаки СДВГ

Уже в 2-3 года специалисты могут говорить о предрасположенности к СДВГ, а родители замечают некоторые особенности в развитии сына или дочери, которые затем становятся все более ярко выраженными. В первую очередь речь идет о следующих признаках:

  • гиперактивность у детей проявляется в крайней непоседливости – они постоянно находятся в движении, не могут усидеть на месте, суетятся, излишне много говорят и жестикулируют;
  • у них не получается довести до конца начатые дела – совсем маленькие не могут сосредоточиться на том, чтобы полностью собрать кубики или пирамидку, детям постарше сложно одеться, ни на что не отвлекаясь, следовать алгоритмам или инструкциям;
  • ребенок постоянно переключает внимание с одного предмета на другой. Например, малыш берет одну игрушку, буквально через 10-15 секунд теряет к ней интерес, берет другую, но и та надоедает так же быстро;
  • с другой стороны, любимым делом такой ребенок может заниматься очень долго (например, собирать конструктор), его сложно оторвать и переключить на что-то иное;
  • характерны и такие черты, как импульсивность, агрессивность и конфликтность, если не удается прямо сейчас получить желаемое, если приходится ждать чего-то (например, в очереди), если не нравятся правила игры;
  • ребенку сложно следить за временем – он несобранный, опаздывает, не чувствует время.

Школьные занятия для детей с СДВГ становятся проблемой не только для них, но и для одноклассников. Сам собой синдром не пройдет, и если им не заниматься, то во взрослом возрасте он будет проявляться импульсивностью, невнимательностью, несобранностью, тревожностью, депрессиями. Данное расстройство может привести к апатии, низкой мотивации и низкой эффективности, как следствие – к излишней самокритичности и низкой самооценке. В свою очередь, своевременная коррекция позволяет юным пациентам приспособиться к особенностям их личности и жить полноценной жизнью – как в детском и подростковом возрасте, так и во взрослом.

Причины возникновения и коррекция

Специалисты выделяют различные причины, которые могут привести к развитию данного расстройства:

  • истинный СДВГ – обусловлен генетическими факторами;
  • неистинный СДВГ, или вторичный, – обусловлен фенотипическими факторами: течение беременности, осложнения при родах, психологические факторы, нейробиологические и пр. Расстройства данной группы встречаются чаще и обычно успешно поддаются коррекции. Это значит, что ребенок сможет взять свое состояние под контроль и жить полноценной жизнью: нормально учиться в школе, общаться с друзьями, иметь хобби и пр.

Лечение СДВГ у детей требует комплексного подхода и должно учитывать развитие юного пациента, особенности расстройства и иные факторы. На первом приеме, который длится 40-50 минут, врач проводит обследование, предлагает ребенку различные тесты, а кроме того беседует с родителями – чтобы узнать особенности воспитания, личности их сына или дочери и другие аспекты. По результатам составляется программа терапии – как правило, она включает работу не только невролога, но и ряда других медицинских специалистов. В настоящее время наиболее распространены следующие методы коррекции:

  • нейрокоррекция, мозжечковая стимуляция, сенсорная интеграция – системы упражнений, направленные на работу с нарушениями в нервной системе и работе мозга;
  • Play Attention – занятия, развивающие активное внимание, сосредоточенность, память и пр. Проводятся в игровой форме на компьютере с использованием биологической обратной связи – ребенок управляет происходящим на экране посредством концентрации внимания;
  • аппаратные методики, такие как биоакустическая коррекция и транскраниальная микрополяризация;
  • психологическая коррекция, гипнотерапия;
  • специальный массаж.
Читайте также:  Конский каштан аналоги

Лечение гиперактивности и дефицита внимания может потребовать и медикаментозной терапии. Как правило, она не выступает основным средством, однако при необходимости позволяет нивелировать особенно ярко выраженные симптомы.

Почему стоит обратиться в центр Доктор Квант?

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка рассматриваемый синдром, или у вас уже есть диагноз, обратитесь в центр Доктор Квант. Нас отличает комплексный подход, а значительный опыт в этой области позволяет составлять действительно эффективные программы коррекции. В центре представлены все специалисты и все необходимое оборудование – пациента ведет целая команда врачей, и все виды помощи можно получить в одном месте. Благодаря этому мы успешно работаем даже над сложными случаями.

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

  • Причины СДВГ
  • Классификация СДВГ
  • Симптомы СДВГ
  • Диагностика СДВГ
  • Коррекция СДВГ
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Читайте также:  Как быстро обезболивает отипакс

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Что такое СДВГ?

СДВГ у детей расшифровывается как «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Эту особенность нервной системы ребенка часто списывают на «невоспитанность» и «неусидчивость», но современные смежные дисциплины неврологии и психиатрии отмечают эту особенность нервной системы у детей, которых раньше считали шалунами. На самом деле, ребенку с СДВГ можно и нужно помочь в его обучении и развитии. Не стоит пугаться этой аббревиатуры. Все люди разные и каждый ребенок заслуживает индивидуального подхода. Точной причины возникновения СДВГ у детей пока никто не знает.

Читайте также:  Абсцесс клыковой ямки

В чем проявляется СДВГ у детей?

  • «Мой ребенок не может и минуты усидеть на месте»
  • «Он вскакивает посреди урока, чтобы побегать по классу»
  • «Он играет одной игрушкой только две минуты, потом сразу же бежит к другой и так по кругу».

Такие жалобы часто озвучивают родители детей с СДВГ. Основные проявления синдрома:

  • Сложности с удержанием внимания;
  • Гиперактивность;
  • Неусидчивость;
  • Импульсивные действия.

При этом не стоит принимать решение о наличии или отсутствии СДВГ самостоятельно. Делать это должен специалист. Показать ребенка можно неврологу или детскому психиатру, если вас настораживает поведение малыша или обучение школьника.

Помните, что ребенок не виноват в особенностях своей нервной системы, ему требуется поддержка, а не наказание. Не виноват и родитель. «Синдром дефицита внимания» часто ошибочно трактуют, как недостаток внимания со стороны взрослого, но в данном случае речь идет о дефиците внимания и возможности сосредоточиться у самого ребенка.

Гиперактивными также часто считают шустрых и любознательных детей. Отличие естественной активности ребенка от гиперактивности состоит в том, что у активного ребенка есть познавательная или игровая цель. Например: он залез на дерево, чтобы достать яблоко или, потому что играет в пиратов. Гиперактивный ребенок часто бегает, прыгает или залезает куда-то просто, потому что не может остановиться!

СДВГ у детей отмечается и тем, что ребенок плохо переносит режим ожидания, скуку, его требуется постоянно чем-то занимать. Всем маленьким детям будет тяжело провести час в очереди, но родители гиперактивных детей часто жалуются «он просто разносит дом, когда я стираю или готовлю обед». Скука очень тягостна для ребенка с СДВГ, и он пытается заполучить внимание любимого взрослого любыми способами.

Дети с СДВГ часто прекрасно знают правила поведения и не могут их выполнять не из вредности или от плохого характера, а в силу своих особенностей: им тяжело ставить себе ограничения. Особенно, когда им скучно, возвращаясь к предыдущей проблеме.

У детей старшего возраста наблюдаются проблемы с самоорганизацией, планированием собственного времени на уроки и развлечения, низкая мотивация к учебе, слабая сила воли. Дети быстро устают и перегружаются.

Все эти признаки не могут быть поводом для окончательного решения, так как могут наблюдаться и при других особенностях, а также при их отсутствии. Последнее слово всегда за специалистом.

Коррекция СДВГ у детей

При СДВГ у детей не используется слово «лечение», потому что специфического лечения или волшебной таблетки от СДВГ не существует. Эта особенность с человеком навсегда, но ее можно корректировать так, что существующие трудности будут заметны или известны только самому человеку, а он успешно научится с ними справляться.

Лечение назначается только при наличии сопутствующих серьезных проблем. Например, со сном или излишней тревожностью.

Если вы подозреваете у ребенка СДВГ, покажите его специалисту, чтобы подобрать способ коррекции, подходящий именно вашей семье.

Чего делать не стоит:

  • Ругать ребенка, потому что у него трудности, а не избалованность и лень.
  • Ставить в пример других детей, у которых «все получается».
  • Пытаться лечить СДВГ успокоительными, которые не назначал врач.

Что может помочь:

Постарайтесь найти и выделить у ребенка тот талант, который явно хорошо развит. Например, он замечательно рисует или танцует. Отмечайте это и хвалите его. Ребенок должен чувствовать себя в чем-то успешным, чтобы справляться с трудностями в других областях.

Покажите ребенку опыт самоорганизации. Если ему трудно распределить свое время, поможет визуальное расписание на стене. в 14:00 — обед, в 15:00 — отдых, в 16:00 — уроки и т.д.

Озвучивайте правила четко, ребенку тяжело понимать двойные послания. «Нельзя высыпать муку, потому что, если ты сделаешь это сейчас, я не смогу испечь тебе пирог, который обещала. Магазины закрыты, и мы не сможем купить еще муки, а я буду расстроена».

Установите будильник на телефон ребенку, который будет помогать ему ориентироваться во времени и звонит во время того, как надо перейти к следующему пункту расписания.

Помогите ребенку систематизировать решение проблемы: «у тебя двойка по математике. Какая тема дается тебе особенно тяжело? Мы позанимаемся сегодня и завтра дополнительно, потом ты перепишешь контрольную».

Ребенку важно чувствовать, что вы на его стороне. Не вместе со всеми против него (дети с СДВГ часто сталкиваются с непониманием и даже травлей), а на его стороне, понимаете его трудности и поможете с ними справиться.

Ссылка на основную публикацию
Сводит нижнюю челюсть и шею
Тризм – почему сводит челюсть и как избавиться от симптома Тризм челюсти – что это По каким причинам может развиться...
Свечи противовирусные для детей виферон инструкция по применению
30 Октября, 2018 Прочие препараты Наталья Бардо Свечи "Виферон" - это, по мнению специалистов в области медицины и, в частности,...
Свечи ректальные для детей противовирусные
Даже в сезон гриппа и простуд не каждая мама сразу вспоминает о противовирусных свечах ВИФЕРОН® . А зря! Мы подготовили...
Сводит правую руку от плеча до локтя
Боли могут быть мышечными, неврологическими или связанными с костями, суставами и околосуставными тканями. Истинная причина боли может скрываться в совсем...
Adblock detector