Семейное насилие над детьми

Семейное насилие над детьми

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети не должны подвергаться насилию. Однако многие родители, не зная об этом, сознательно или невольно унижают своих детей физически или морально. Насилие крайне отрицательно влияет на формирование детской психики и может послужить причиной развития серьезных психических и психологических расстройств.

Дошкольники и школьники часто страдают от произвола взрослых

Понятие насилия над детьми

Насилие над детьми – это целенаправленное причинение вреда физическому или психическому здоровью, вызванное действиями взрослых, которые совершаются против воли несовершеннолетнего. Это причинение вреда опасно, прежде всего, своими далеко идущими последствиями, среди которых:

  • Нанесение малышу физических и моральных травм;
  • Формирование у ребенка фобий и других психических расстройств;
  • Побеги детей из дома, школ-интернатов и детских домов;
  • Агрессивное поведение подростков и школьников по отношению к сверстникам и младшим товарищам (в этом случае жестокие тинейджеры всего лишь копируют взрослых).

К сведению. Статистика утверждает, что каждый третий ребенок в России хоть раз выступал жертвой произвола взрослых. Это довольно большая цифра, внушающая серьезные опасения.

Причины агрессии родителей

У детского насилия в семье бывают разные причины. Обычно представители старшего поколения становятся агрессивными, потому что:

  • Ребенок изначально был ненужным и нежеланным в семье;
  • Взрослые страдают от фрустрации, вызванной материальными трудностями или эмоциональными проблемами;
  • Родители не могут смириться с какими-либо физическими или психическими особенностями ребенка (бьют его за то, что он «не такой, как все»);
  • Отец или мать крепко выпивает и, находясь в этом состоянии, совершает противоправные действия по отношению к собственным детям.

Последний вариант наиболее опасен, так как в этом случае ребенок рискует не только пострадать от побоев и унижения, но и пристраститься к спиртному по примеру старших.

Чаще всего демонстрируют агрессивное поведение родители, злоупотребляющие алкоголем

Признаки насилия над детьми

Есть несколько признаков насилия детей. Психолог может сделать вывод о том, что школьника (дошкольника) обижают дома, если он:

  • Часто приходит в школу или детский сад с синяками, следами побоев на лице (теле) и упорно отказывается отвечать на вопрос, кто это сделал;
  • Сам проявляет агрессию и насилие по отношению к младшим товарищам (животным) и считает такое поведение нормой;
  • Отличается замкнутостью и угрюмостью, ни с кем не дружит и никогда не приглашает одноклассников к себе домой;
  • Воспитывается в пьющей семье и часто пропускает школу без объяснения причин и медицинских справок.

Наличие хотя бы одного из этих признаков – повод поднять тревогу.

Виды насилия над детьми в семье

Насилие в семье над детьми – частое явление в России, особенно в неблагополучных семьях. Есть несколько разновидностей родительского произвола:

  • Психологическое (эмоциональное) насилие;
  • Физическое;
  • Сексуальное как разновидность предыдущего типа;
  • Пренебрежение взрослых своими обязанностями по отношению к подрастающему поколению.

Все четыре разновидности опасны и способны нанести большой вред развитию дошкольника (школьника, подростка).

Эмоциональное или психологическое

Моральное унижение детей – не редкость даже в благополучных и обеспеченных семьях. Родители могут постоянно издеваться над ребенком, высмеивая его внешность, привычки, умственные способности. Школьнику могут постоянно внушать, что он – никчемное существо, которое ни на что не способно. Иногда взрослые целенаправленно пугают и травят детей или (в многодетных семьях) натравливают братьев и сестер друг на друга. Все это можно отнести к эмоциональному (психологическому) негативному воздействию.

К эмоциональному насилию можно отнести запугивание ребенка, его травлю и насмешки над ним

Физическое

Физические наказания – одна из разновидностей насилия. Особенно часто такое поведение демонстрируют отцы, но матери, использующие порку как главный метод воспитания, тоже встречаются. Физическое насилие опасно тем, что страдающие от него дети вырастают трусливыми, лживыми, жестокими, недоверчивыми. Обычно они озлоблены на весь мир и напоминают маленьких волчат.

Сексуальное

Детское насилие может быть сексуальным. Пожалуй, это самый страшный вид произвола взрослых. Для того чтобы ребенок не стал жертвой сексуального маньяка, главная задача родителей – научить его основным правилам безопасного поведения на улице, дома и в общественных местах (в частности, не вступать в разговоры с незнакомцами).

Внимание! В семьях, где мать вступила во второй и последующий брак, часто бывают случаи сексуальных домогательств отчима по отношению к падчерице (изнасилование или его попытки). Поэтому воспитателям и классным руководителям рекомендуется поставить такие семьи на особый контроль.

Пренебрежительное отношение

К сожалению, далеко не все отцы и матери знают, что отказ от создания ребенку надлежащих условий для жизни, учебы, образования – это тоже насилие, выраженное в пренебрежении своими родительскими обязанностями. Также к этой разновидности произвола следует отнести непредоставление ребенку своевременной медицинской помощи и отказ от плановых профосмотров в поликлинике.

Внимание! Согласно статье уголовного кодекса России (УК РФ), за бездействие отца или матери в случае, если здоровью или жизни сына (дочери) угрожает опасность, наступает уголовная ответственность точно так же, как и за халатные действия. Об этом должен знать каждый родитель.

Последствия физических наказаний

Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить. Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень.

Физические наказания приносят душевные страдания

Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы. Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.

Читайте также:  Прыщ на десне над зубом у ребенка

Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения. Если разговор не увенчался успехом, долг неравнодушного гражданина – обращаться в органы опеки. Представители власти посетят неблагополучную семью и объяснят родителям, какие права имеет их ребенок.

Видео

Максимова И.В.
педагог-психолог ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 919 , Москва, Россия
e-mail: pisma-next@mail.ru

В статье описывается диагностическая, коррекционная, развивающая, профилактическаяработа с детьми, родителями, педагогами, в рамках детского сада по предупреждению и профилактики насилия над детьми дошкольноговозраста в семье.

Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно неблагополучная семья, например, где родители злоупотребляют спиртными напитками. Часто это семья с хорошим материальным достатком, благоустроенным жильем, но в семье происходит насилие в отношении ребенка.

Домашнее насилие — осознанное поведение человека, с помощью которого он добивается абсолютного повиновения и контроля над детьми. В будущем модель поведения родителей, станет стандартом поведения ребенка. Например, если его родители применяли физическое наказание, то став взрослым, он тоже будет использовать ремень в своей семье. По данным научных исследований специалистов насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Что касается детей – жертв насилия в семье, то они находятся в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы. Насилие со стороны близкого человека, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит большой психологический и физический ущерб. В этом случае нарушается основной принцип семьи — безопасное существование любого ее члена. Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, пренебрежение основными потребностями ребенка, физическое, сексуальное.

Психологическое и физическое насилие тесно связано между собой. Насильственное воздействие на психику влечет за собой нарушение функций различных органов и организма в целом; физическое насилие, как правило, влечёт за собой и психическую травму.

Любое насилие воздействует непосредственно на психику и способно вызвать психическую травму, причинив тем самым серьёзный вред здоровью личности, в особенности, детей.

Однако, по мнению ученых, в том числе и психолога (Алексеевой Л.С., 2000) в развитии ребенка есть периоды, наиболее часто провоцирующие насилие со стороны родителей. Такими периодами ученые считают дошкольный и подростковый период. Именно в эти периоды своего развития дети провоцируют насилие физическое, психологическое, эмоциональное отвержение. Период первой социализации, первой организации в дошкольные учреждения, когда дети впервые остаются надолго без мамы, приводит к преобладанию в эмоциональных переживаниях страха, тревоги, гнева. Дети становятся менее адаптивными к новым условиям, вызывая у незрелых, педагогически безграмотных родителей неприятие, агрессию, провоцируя насилие.

Целью диагностического направления в ДОУ являетсявыявление особенностей семейного воспитания в тех семьях, в которых совершается любого рода насилие, нарушаются права детей дошкольного возраста.

В начале учебного года, по отзывам воспитателей, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации. Такие как: трудности в обучении, неорганизованность, агрессия, неуравновешенность, неуверенность в себе, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство и т.п.Далее, психологом, применяется метод наблюдения за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке. Формируется группа «риска» детей, скоторыми проводится психодиагностические методики по оценке уровня дезадаптированности и эмоционального состояния ребенка. Тесты «Диагностика межличностных отношений в группе»; рисуночные тесты для детей: «Нарисуй свою семью»; «Несуществующее животное»; «Нарисуйсемью несуществующего животного»; анкетирование детей и родителей и т.д.

Влияние семейно-родительских отношений на психическое и физическое развитие ребенка огромно.

Для профилактики семейного насилия внашем детском саду проводится профилактическая, коррекционная, информационная, развивающая работа с родителями и педагогамипо следующим направлениям:

1. Установление доверительных отношений с родителями. Для нас имеет большое значение формирование доверительных отношений специалистов с родителями, для выявления причин нарушений в поведении ребенка.

2. Информационная помощь родителям и педагогам.

А) Групповые консультации – на родительских собраниях. Проводятся консультации, беседы, рекомендации, буклеты по темам: «Адаптация детей раннего дошкольного возраста к ДОУ; «Влияние семьи на развитие ребенка»; «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». Показ презентаций по темам: «Психолог в детском саду»; «Поощрение и наказание, как метод воспитания в семье»;«Психологическиеособенности первоклассников в адаптационный период», «Готовность к школьному обучению».

Б) Подгрупповые консультации – ведение семейного клуба «Вместе» в ДОУ для оптимизации детско-родительских отношений. Такие встречи проводятся в формах семинара и тренинга с целью обсуждения проблем, выражения чувств, снятия напряжения, обмена опытом, знакомства с разными точками зрения, для повышения собственной компетентности у родителей, оказания помощи родителям по формированию устойчивых взглядов на воспитание, отношение в семье, разрешение конфликтов.

В) Индивидуальные консультации психолога с родителями и педагогами, 2 раза в неделю по 1,5 часапо направлениям:

Читайте также:  Какую функцию выполняют эритроциты в организме человека

«Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Причины их возникновения, пути предупреждения и коррекции. Как помочь ребенку?»;

«Как правильно построить общение с ребенком, и улучшить взаимопонимание в семье не только с детьми, но и с взрослыми между собой».

3. Профилактика и снятие эмоционального напряжения у родителей и педагогов. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов, исключениеразрушительных способов самоутверждения на дошкольниках. Тренинги, релаксация.

4. Психологическая помощь детям дошкольного возраста в ДОУ специалистами: педагогом-психологом; логопедами; воспитателями; педагогами заключается в следующих направлениях. С детьми проводится игровая,развивающая деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная) на снятие тревожности, страхов, агрессии у детей дошкольного возраста. Сказка-терапия; арт-терапия, театрализованная деятельность.

Перечень игр с детьми:

«Обзывалки» (КряжеваН.Л., 1997);»Два барана» (Кряжева Н.Л., 1997). Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

«Попроси игрушку» — вербальный вариант (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999). Цель: обучить детей эффективным способам общения.

«Говори!» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2000). Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Родителям – о насилии над ребенком.

Отношения взрослых и детей, благодаря неизменной однонаправленности, закладывают в психику подростков устойчивые схемы подчинения. Это схемы двух типов.

Первый тип – подчинение, оправданное естественным распределением ролей. Оно возникает в жизни всюду там, где при больших различиях в компетентности право на определение способов действия предоставляется более компетентной стороне. Например, клиент не вмешивается в сам процесс портновского кроя, в использование ножниц парикмахером, в приготовление пищи ресторанными поварами. Так же и взрослый компетентнее ребенка и это порождает естественное подчинение.

Второй тип подчинения ребенка взрослому в корне отличается от первого. Это совершенно не обоснованное и ничем не оплаченное подчинение, которое в школе и дома иногда бывает очень похоже на рабство.

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Психическое насилие – воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Психологическим насилием является:

— отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

— угрозы в адрес ребенка;

— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
— предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
— ложь и невыполнение взрослым обещаний;

— однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

— обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

— принижение его успехов, унижение его достоинства;

-длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
— совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

-подвергание ребенка аморальным влияниям;

— причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:

— задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
— импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость;
— попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков);
— уступчивость, податливость;

— ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;

— депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;

— запущенность, отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;

— не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу;

— брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

— нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи;

— не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;

— устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.

Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то:
1. Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
2. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок.
3. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.

4. Не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет. «.
5. Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то, что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Родители, никогда так не поступайте…

1. Никогда не применяйте угроз.

Они ослабляют внутреннее «я» ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: «Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю — сесть не сможешь!», «Ты у меня дождешься — шкуру спущу» и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти.

Читайте также:  Валерьянка при беременности 3 триместр дозировка

Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует «с запасом», а негативную реакцию вызывает сразу же.

2. Никогда не унижайте детей.

Нельзя говорить ребенку: «Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи» и прочее в том же духе.

Сколько раз вы оскорбили малыша, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему «я» — тому, из чего развивается личность.

3. Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.
А мы так часто понуждаем детей: «Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!» И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: «Ты же не сдержал обещания!».
Но самое существенное: малыши имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.
4. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.
Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом — минут через 10». Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдем в магазин», «Вставай, я кому сказала!».
Ребенок — не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

5. Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.
Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.
6. Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя «плохим».
Это происходит, когда родители внушают малышу: «Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный» и пр.
Ребенка настолько «достают» эти нотации, что он просто «отключается» или находит «блокировки». Доводилось вам слышать, как дети, к примеру, отвечают на обидные дразнилки? «Оскорбляй меня хоть век, все равно я человек», – повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка «плохой» не приводит.

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям.
Ребенок — не раб, родитель — не господин.
Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия.
Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.

Есть старинная мудрость:
«Прежде чем сказать — посчитай до десяти.
Прежде чем обидеть — посчитай до ста.
Прежде чем ударить — посчитай до тысячи».
В последнем случае лучше сосчитать до миллиона — тогда Вы (отец или мать) окончательно остынете и Вам будет стыдно, что хотели ударить собственного или (чужого) ребенка!
Родители, пожалуйста, образумьтесь!
Учитесь владеть собой! Выдержка! Выдержка! Выдержка!

Из Семейного кодекса РФ статья 56. Право ребенка на защиту.

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защитасвоих прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами ихзаменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, органом опекии попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Статья 65. Осуществление родительских прав.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительные, жестокие, грубые, уничтожающие человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законном порядке.

Ссылка на основную публикацию
Сезонное обострение психических заболеваний
Осенью у людей с психическими заболеваниями начинается период обострений. О том, как защититься от неадекватных людей, а также как контролировать...
Сводит нижнюю челюсть и шею
Тризм – почему сводит челюсть и как избавиться от симптома Тризм челюсти – что это По каким причинам может развиться...
Сводит правую руку от плеча до локтя
Боли могут быть мышечными, неврологическими или связанными с костями, суставами и околосуставными тканями. Истинная причина боли может скрываться в совсем...
Сейчас померяю
Будущее время (изъявительное наклонение) я что сделаю? пом е́ рю ты что сделаешь? пом е́ ришь ононаоно что сделает? пом...
Adblock detector