Сенситивные периоды развития силы

Сенситивные периоды развития силы

Развитие физических качеств юных футболистов

Данная статья в основном предназначена для родителей юных футболистов. Не секрет, что у нас «все знают» как тренировать, что необходимо делать на тренировках. Я не сомневаюсь, что требования к ребенку по освоению определенных навыков, основаны только на желании помочь ему, только из положительных побуждений. Но необходимо помнить, что завышенные требования, требования к ребенку того, что он в силу возраста не может выполнить, наносят вред в развитии как физических так и игровых качеств юного футболиста. Как показывает опыт в подготовке футболистов, часто домашние тренировки проводимые без знания основ развития ребенка, приводят к замедлению футбольного развития. Тренерскому составу после этого приходится не один месяц исправлять закрепленные неправильно навыки. Более того, несвоевременное развитие физических качеств может привести к отклонениям в здоровье, что в последующем скажется на всей дальнейшей «карьере» футболиста, на его вне футбольной жизни.

Многочисленными исследованиями установлено, что физические качества ребенка бурно развиваются только в те возрастные периоды, которые обусловлены биологическими и физиологическими особенностями развития человека. Практика показывает, что физические качества ребенка можно развивать на протяжении всего юношеского возраста, однако целесообразно направлять усилия на их развитие именно в те возрастные периоды, когда конкретное качество может бурно развиваться.

Формирование тактических умений начинается с развития у уча­щихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а так­же умений, специфических для игровой деятельности. Сюда относит­ся умение принять правильное решение и быстро выполнять его в раз­личных играх; умение взаимодействовать с другими игроками, чтобы добиться победы над соперником; умение наблюдать и быстро выпол­нять ответные действия и т.д.; по мере изучения технических приемов футбола учащиеся изучают тактические действия, связанные с эти­ми приемами.

В систему многолетней подготовки спортсменов органически входят спортивные соревнования, при этом они являются не только непосредственной целью тренировки, но и эффективным средством специальной подготовки. В настоящее время в спорте трудно добиться успехов толь­ко за счет тренировочного процесса, наращивания объема и интенсивно­сти тренировочных нагрузок. Регулярное участие в соревнованиях рас­сматривается как обязательное условие для того, чтобы спортсмен при­обретал и развивал необходимые «соревновательные» качества, волю к победе, повышал надежность игровых навыков и тактическое мастер­ство.

Сенситивные периоды развития различных способностей у мальчиков.

Этап начальной подготовки. Возраст 7-10 лет.

Задачи этапа начального обучения – это укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, обучение технике избранного вида спорта. Занятия 2-3 раза в неделю.

Приоритеты: гибкость, быстрота, координация, аэробная емкость.

Содержание работы: Повышение уровня ОФП. Развитие ловкости, быстроты, общей выносливости. Овладение основами техники. Формирование навыков игровой деятельности в футболе. Привитие стойкого интереса к занятиям футболом.

Этап базовой подготовки. 10-13 лет.

Задача этапа базовой подготовки — развитие физических возможностей, создание двигательного потенциала, освоение двигательных навыков, формирование устойчивого интереса к занятиям. Особое внимание развитию быстроты, координационных способностей и гибкости. Из-за высоких темпов прироста большие объемы и интенсивность нецелесообразны.

для мальчиков: 11 лет – быстрота, аэробная емкость; 12 лет – быстрота; 13 лет – силовая выносливость и скоростные способности.

Содержание работы: Подвижные и спортивные игры. Упражнения из других видов спорта, связанных с проявлением специальных качеств. Обще- и специально подготовительные упражнения. Специальные и соревновательные упражнения.

Этап специализированной базовой подготовки. 13-16 лет

Задачи этапа углубленной подготовки — рекомендуются общая и вспомогательная подготовка, упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется техника. Также определяется амплуа, повышается функциональный потенциал организма. В 13-16 лет юные спортсмены легко справляются с аэробными нагрузками, резко возрастают спортивные результаты..

Читайте также:  Нестеров александр владимирович стоматолог отзывы

14 лет – сила, силовая выносливость, скоростно-силовая подготовка, скоростная, упражнения, направленные на анаэробную мощность, совершенствование анаэробных алактатных способностей.

15 лет – гибкость, сила, силовая выносливость, скоростно-силовая подготовка, скоростная, упражнения, направленные на анаэробную мощность, совершенствование анаэробных лактатных и алактатных способностей.

16 лет – координация, гибкость, сила, силовая выносливость, скоростно-силовая подготовка, совершенствование анаэробных лактатных способностей.

Этап подготовки к высшим достижениям 16-18 лет

Задачи этапа подготовки к высшим достижениям. Резко растут объемы специальной подготовки, соревновательная практика

Координация, гибкость, сила

Содержание работы: Совершенствование индивидуальной атлетической подготовки с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости. Совершенствование технико-тактического мастерства с учетом игровой функции и уровня индивидуальной подготовленности. Совершенствование соревновательного опыта и достижение высокого уровня эффективности и надежности игровых навыков. Повышение уровня психологической подготовки, воспитание целеустремленности в достижении спортивных результатов.

Одной из задач этого этапа является выделение контингента, у которого можно прогнозировать рост спортивных результатов на уровень международных достижений. Методы и технология отбора остаются, в основном, теми же, что и на предыдущем этапе, однако их значимость и объем расширяются. Программа отбора может включать 5 разделов:

  1. Состояние здоровья.
  2. Выполнение контрольно-переходных нормативов.
  3. Медико-биологическое обследование.
  4. Психодиагостика.
  5. Антропометрия.

Разделы обследования в комплексе позволяют достаточно надежно оценить степень подготовленности футболиста, состояние отдельных систем, уровень резервных возможностей организма, наличие сильных и слабых сторон.

Отдельно по обучению игры неведущей по моторике ногой.

Имеются научные данные , свидетельствующие о том, что в гр 11-12 лет наибольшие сдвиги происходят в показателях, характеризующих точность ударов неведущей по моторике ногой. Этот период можно считать сенситивным для работы над «слабой» ногой. До 50% детей в 7-9 лет пытаются действовать «слабой» ногой в стандартных упражнениях. Это касается таких технических элементов, как прием мяча подошвой и бедром, передачи внутренней стороной стопы. 10-15% детей этого возраста способны использовать «слабую» ногу и в ситуативных упражнениях. Однако детей 7-9 лет нельзя заставлять выполнять те или иные действия «слабой» ногой. Хорошо, если у ребенка это получается самопроизвольно, в связи с его индивидуальными особенностями. Но если заметны серьезные трудности, отрицательная эмоциональная реакция или искажение биомеханики движения, «давить» на ребенка не следует. Когда время «слабой» ноги придет, вы всегда заметите готовность юного футболиста к обучению. Если этого не происходит, лучше обратить внимание на сильные стороны игрока и совершенствовать то, к чему имеет склонность юный футболист. Иными словами, лучше совершенствовать сильные стороны, чем подтягивать слабые.

Эти данные были получены по материалам исследований С. Голомазова, Б. Чива, 1994 г.

Далее хочу кратко сделать выводы по отдельным этапам подготовки футболиста

Если в период до 12 лет не ведется целенаправленной подготовки по технической оснащенности футболиста, то восполнить этот недостаток в дальнейшем крайне сложно или невозможно.

Невозможно требовать до 12 лет от ребенка сложных тактических действий, так как до этого возраста он воспринимает ограниченное количество игровых объектов (не более 2-3).

Следует учитывать индивидуальные способности и возможности ребенка. Не всегда в восприятии учебного материала ребенок укладывается в общепринятые рамки.

Необходимо учитывать особенности пубертатного периода (12-14 лет) (период полового созревания) Основные проблемы в этот период у мальчиков связаны с временными нарушениями координации движений.

Читайте также:  Диагноз преддиабет

Всем добрый день. Извините, что долго не писал (ездил к любимой). Сегодня мы поговорим про физические качества человека, а именно о том, что такое сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Развивая их, вы будете прокладывать себе дорогу к физическому совершенству.

Начнем с того, что такое физическое качество.

Физическое качество — это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.

Физические способности — это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному.

Одна физическая способность может выражаться в разных физических качествах. И наоборот, одно физическое качество может выражаться в разных физических способностях.

Все знают, что организм человека развивается неравномерно (гетерохромно).

У ребенка есть периоды, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Их называют сенситивными.

Сенситивный период — это чувствительный период развития организма ребенка.

Если в эти периоды оказать опережающее педагогическое воздействие, то эффект будет значительно выше, чем в другие.
И так, приступим к пяти физическим качествам:

Быстрота

Быстрота — это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия.

делиться на 2 группы:

a) быстрота одиночного движения (например бег)

b) быстрота двигательных реакций — это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.

У каждого человека существует такое явление, когда он не может «побить» свой результат.

Скоростной барьер — это привычка преодолевать расстояния с определенной скоростью.

Мы не будем говорить про него. Я думаю вы сами поняли, что от этой привычки надо избавляться. =)

Сенситивные периоды развития быстроты: 10 — 11 лет и 14 — 15

Ловкость

Ловкость — это способность человека решать двигательную задачу за короткий период обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних условиях.

делиться на две группы:

a) статическое равновесие (без перемещения)

b) динамическое равновесие (с перемещением)

Ловкость развивается в необычных положениях, которые выполняются при изменении внешних условий выполнения упражнения.

Очень хорошо развивают ловкость подвижные и спортивные игры.

Сенситивные периоды развития ловкости: 8 и 14 лет.

А сложная координация: 9 — 10 и 12 — 13 лет.

Сила — это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений.

a) абсолютная сила — это величина максимальных усилий

b) относительная сила — это величина абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела

Градиент силы — это способность человека приращивать усилия в единицу времени (например подтягивание на время)

Средства развития силы

  1. упражнения с внешним отягощением (штанги, гири)
  2. упражнения отягощенные весом собственного тела
  3. упражнения на тренажерах (механотерапия)
  4. статические упражнения в изометрическом режиме
  5. силовые упражнения в усложненных условиях (бег по рыхлому снегу)

Методы развития силы

  1. метод максимальных усилий (1 -2 повторений с максимальным весом)
  2. флэшинг: суть его заключаться в том, что на конкретную группу мышц делается не одно упражнение, а несколько последовательно идущих (например жмем штангу, потом выполняем разводку)
  3. метод малых усилий (большое количество подходов с малым весом)
  4. читинг

думаю со временем мы поговорим о них подробнее, в отдельных статьях

Читайте также:  Как проявляется реагент на тесте на беременность

Сенситивные периоды развития силы: у юношей (13 -14 лет и 17 -18), у девушек (11 — 12 и 15 — 16)

Естественным путем развивается до 25 лет.

Гибкость

Гибкость — это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой.

  1. эластичности и податливости мышц связок
  2. от температуры внешней среды
  3. от суточной периодики (утром, вечером)
  4. от строения суставов
  5. от общего состояния организма

a) активная гибкость — увеличение амплитуды за счет напряжения мышц

b) пассивная гибкость — амплитуда достигается за счет внешних растягивающих сил

разница между активной и пассивной гибкостью называется «запас гибкости»

Средства развития гибкости

  1. упражнения на растягивания с постепенным увеличением амплитуды
  2. маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений)

Не забывайте! Прежде чем приступить к выполнению упражнения на развитие гибкости обязательно нужно провести разминку. В связи с этим, упражнения на растяжку обычно выполняются в заключительной части.

Сенситивные периоды развития гибкости: 5 — 6 и 9 — 14 лет

активная гибкость развивается: 10 — 14 лет

пассивная гибкость: 9 — 11 лет

Выносливость

Выносливость — это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без ее эффективности.

Утомление — это временное снижение работоспособности, вызванное умственной или физической нагрузкой.

Фазы утомления

a) усталость: это субъективное ощущение утомления.

Эта фаза защищает организм от утомления.

b) компенсированное утомление: при этой фазе возможно поддержание мощности работы за счет дополнительных волевых усилий.

Но при этом наблюдаются некоторые изменения в биохимической структуре движения.

c) некомпенсированное утомление: это снижение общей мощности работы, вплоть до ее прекращения.

Основным средством развития выносливости является упражнения, достаточно длительной нагрузки.

Методы развития выносливости

  1. метод круговой тренировки
  2. повторно-интервальный
  3. игровой

Сенситивные периоды развития выносливости: аэробная выносливость (14 — 16 лет), у женского пола в (12 — 13 лет).

Хотя имеются индивидуальные ва­рианты сроков их наступления, все же можно выделить общие закономерности. Так, сенситивный период проявления различ­ных показателей качества быстроты приходится на возраст 11-14 нет и к 15-летнему возрасту достигается его максимальный уровень, когда возможны высокие спортивные достижения. На этом уровне быстрота может сохраняться до 35 лет, после чего ско­ростные свойства организма снижаются. Близкая к этому картина наблюдается в онтогенезе и для проявления качеств ловкости и гибкости.

Несколько позже отмечается сенситивный период ка­чества силы. После сравнительно небольших темпов ежегод­ных приростов силы в дошкольном и младшем школьном воз­расте наступает некоторое их замедление в возрасте 11-13 лет. Затем наступает сенситивный период развития мышечной силы в 14-17 лет, когда особенно значителен прирост силы в процессе спортивной тренировки. К возрасту 18-20 лет у юношей (на 1-2 года раньше — у девушек) достигается макси­мальное проявление силы основных мышечных групп, сохра­няющееся примерно до 45 лет. Затем мышечная сила умень­шается по мере старения.

Сенситивный период выносливости приходится при­мерно на 15-20 лет, после чего наблюдается максимальное ее проявление и рекордные достижения на стайерских дистанци­ях в беге, плавании, гребле, лыжных гонках и других видах спорта, требующих выносливости. Общая выносливость к длительной работе умеренной мощности сохраняется в онто­генезе человека дольше других физических качеств, снижаясь после 55 лет. С этим связана наибольшая адекватность дли­тельной динамической работы невысокой мощности для по­жилых людей, которые способны выполнять такого рода упражнения без учета времени достаточно долго.

Ссылка на основную публикацию
Семена льна польза для женщин при климаксе
Какие продукты можно употреблять при климаксе Замечали: с возрастом наше тело имеет склонность к увеличению в объемах, а от лишних...
Сезонное обострение психических заболеваний
Осенью у людей с психическими заболеваниями начинается период обострений. О том, как защититься от неадекватных людей, а также как контролировать...
Сейчас померяю
Будущее время (изъявительное наклонение) я что сделаю? пом е́ рю ты что сделаешь? пом е́ ришь ононаоно что сделает? пом...
Семена льна при беременности на ранних сроках
В период беременности женщина сталкивается с повышенной нагрузкой. Будущей матери нужно пересмотреть свой режим питания, делая основной акцент на продуктах...
Adblock detector